«Ростсельмаш» заводит трактор

Компания раскрыла сроки строительства нового предприятия в Ростове

«Ростсельмаш» начнет строить в Ростове тракторный завод стоимостью 4 млрд руб. в марте 2021 года. Компания намерена локализовать все серии выпускаемых в настоящее время в Канаде тракторов Buhler Versatile. Эксперты отмечают, что, несмотря на высокую конкуренцию на рынке тракторов в России, «Ростсельмаш» выбрал удачный момент для локализации производства — в его пользу играет и курс рубля, и меры господдержки, и активное развитие сельского хозяйства в условиях общего кризиса.

«Ростсельмаш» намерен наладить производство всех серий тракторов Buhler Versatile

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Компания «Ростсельмаш» раскрыла срок начала строительства нового тракторного завода полного цикла в Ростове с объемом инвестиций 4 млрд руб. — март 2021 года. Предприятие появится на территории бывшего завода копнителей. «Участок на окраине Ростова площадью 14 га с 62 тыс. кв. м производственных площадей находится в собственности «Ростсельмаша». Согласно проекту, производственная площадь нового завода составит 42 тыс. кв. м»,— рассказали в пресс-службе компании. По ее данным, после запуска в 2022 году предприятие начнет выпускать 10–15 машин в смену на разных конвейерах.

На заводе будет налажено производство всех серий тракторов Buhler Versatile: 1000, 2000, 3000 и DT. Новый завод станет первым предприятием в России, выпускающим полный модельный ряд тракторов: от 170 л. с. до 600+ л. с.

В настоящее время «Ростсельмаш» собирает тракторы на канадском заводе Buhler Industries, выкупленном в 2007 году. В 2009 году крупноузловая сборка тракторов этой марки была начата в Ростове. Как рассказывал в интервью “Ъ” совладелец «Ростсельмаша» Константин Бабкин, организация производства тракторов идет с учетом постановления правительства РФ, согласно которому фермеры могут приобретать отечественную технику со скидкой 10–15%, и других мер господдержки.

В компании сообщили, что сейчас в производстве ее техники участвует более 500 российских компаний. «Общая номенклатура — 52 тыс. наименований деталей. Из них более 25 тыс. — собственного производства, еще 16 тыс. наименований закупаются именно у российских поставщиков»,— пояснили в пресс-службе. «Ростсельмаш» недавно вложил 4 млрд руб. в запуск собственного производства трансмиссий.

«В 2018 году предприятие купило лицензию на выпуск механических трансмиссий Quadshift 12x4 японской компании Okubo Gear, партнера “Ростсельмаша” с 1993 года. Уже в августе коробка встанет в серийное производство»,— отметили в пресс-службе завода.

Кроме того, компания планирует шире использовать двигатели отечественного производства (сейчас на тракторы устанавливают моторы международной корпорации Cummins).

Эксперты в целом положительно оценивают планы «Ростсельмаша».

«Решение “Ростсельмаша” начать производство тракторов в Ростовской области отсылает нас в 2013 год, к нашумевшей аналитической записке Константина Бабкина “Почему тракторный завод останется в Канаде”, в которой он дал вполне исчерпывающий ответ на этот вопрос. Чтобы не вдаваться в детали, резюмирую: из плюсов Бабкин указал только дешевый газ и электроэнергию, из минусов — непомерные ставки по кредитам бизнесу, высокие ставки налогов, сложность системы бухгалтерской отчетности, низкий уровень вовлеченности государства в поддержку бизнеса и в целом неблагоприятные условия для его ведения, ну и т. п.»,— говорит член генсовета «Деловой России» Алим Бишенов. «Могу предположить, что во многом на перемену позиции повлияло обесценивание рубля по отношению к основным мировым валютам (в 2013 году доллар в среднем стоил 31,5 руб., а с начала 2020 года его курс уже доходил до отметки 75 руб.), что негативно влияет на конкурентоспособность импортной техники. Кроме того, появились новые меры господдержки, в том числе скидки сельхозпроизводителям на покупку отечественной техники. Также могло сыграть роль активное развитие сельского хозяйства — пожалуй, единственной отрасли, которая с началом кризиса продолжает активно развиваться, в том числе вследствие так называемого импортозамещения»,— рассуждает эксперт.

Он отметил, что в случае с новым заводом «Ростсельмаша» речь идет не о переносе производственных мощностей из-за рубежа, а о создании в России новых. «Скорее всего, это означает, что продукция нового ростовского предприятия будет в первую очередь ориентирована именно на локальный рынок и рынок стран ЕАЭС, куда ее можно поставлять без особых проблем благодаря отсутствию экспортных барьеров, чего нельзя сказать, например, о европейском и азиатских рынках»,— предположил господин Бишенов.

Эксперт оценивает российский рынок тракторов как конкурентный и импортозависимый. «Большую его часть — 31–35% — занимают тракторы из Белоруссии, еще 30% занимает отечественная техника, остальное отдано на откуп импортерам, в том числе и подержанной техники, составляющей не менее 10% предложения. Но в целом рынок растет на 15–18% в год, поэтому конкуренция на нем стабильно высокая»,— говорит Алим Бишенов.

Заместитель директора Ассоциации «Росспецмаш» Денис Максимкин также отмечает, что рынок тракторов в России сейчас высококонкурентен. «Его ежегодный объем в натуральном выражении составляет 20–25 тыс. тракторов. В разных сегментах доминируют разные производители. В среднем лидерские позиции занимают белорусские компании, мини-тракторы поставляют в основном японские компании. Крупные тракторы предлагают российские, европейские и американские компании. Доля российских производителей (компания “Ростсельмаш” и ПТЗ) в сегменте мощности 250–400 л. с. составляет более 65%»,— уточнил эксперт.

Кристина Федичкина

Вся лента