Вождь не играет в хоккей

Североамериканские клубы обвиняют в использовании расистских названий и логотипов

На фоне широкомасштабной кампании против расизма в США к названиям клубов сразу трех североамериканских лиг — футбольной (НФЛ), бейсбольной и хоккейной — у защитников коренных американцев появились претензии. Теперь несколько топовых команд могут изменить свои наименования и логотипы, в противном случае клубам грозит потеря спонсоров и инвесторов. Первым на грани разрыва партнерских отношений с крупнейшими партнерами оказался футбольный «Вашингтон Редскинз»: Amazon.com, Nike, Walmart и Target уже прекратили продажу товаров с символикой команды.

Фото: Kevin Lamarque/File Photo, Reuters

Североамериканский спорт столкнулся с неожиданной проблемой. После убийства Джорджа Флойда в Миннеаполисе между элитными клубами, в наименовании которых присутствует «индейская тема», и защитниками коренных американцев под руководством Национального конгресса американских индейцев обострился конфликт. Теперь некоторым командам (в их числе оказались титулованные и признанные бренды с продолжительной историей) придется рассмотреть вопрос о корректировке своих названий и логотипов. На данный момент речь идет о хоккейном «Чикаго Блэкхокс», футбольных «Вашингтон Редскинс», «Канзас-Сити Чифс», а также бейсбольных «Атланта Брэйвз», «Техас Рейнджерс» и «Кливленд Индианс». Линии категорического отказа от ребрендинга на данный момент решили придерживаться в «Брэйвз» и «Рейнджерс». К ним на этой неделе присоединился и «Блэкхокс».

Названию клуба «Чикаго Блэкхокс» уже почти сто лет: первый владелец Фредерик Маклафлин выбрал его в честь легендарной пехотной дивизии, в которой он ранее служил.

Блэк Хок, что переводится как Черный Ястреб,— это прославленный индейский вождь, чей портрет в соответствии с названием решили расположить на логотипе команды.

В клубе не считают, что использование образа может каким-либо образом оскорбить коренных американцев. «Мы чествуем наследие Черного Ястреба и понимаем, что между уважением и неуважением существует тонкая грань»,— говорится в заявлении на официальном сайте «Чикаго».

Первоначально не хотели менять название и в «Вашингтон Редскинс» («Вашингтонские краснокожие»): возмущение у коренных американцев вызывало «уничижительное упоминание цвета кожи» индейцев. Причем призывы к перемене наименования клуба стали звучать задолго до того, как в США приобрело популярность движение Black Lives Matter. Впервые группы индейцев выразили недовольство сочетанием, утверждают в The Washington Post, еще в 1971–1972 годах. Позднее к этому вопросу возвращались неоднократно, однако клуб по итогам судебных разбирательств отстаивал право на использование слова «краснокожие». Владелец Дэн Снайдер в 2013 году заявил USA Today, что никогда не изменит название.

Это «никогда» продлилось семь лет. Сейчас, когда спонсорские компании настроились на прекращение сотрудничества с «Редскинс», в клубе решили пойти на попятную. Amazon.com, Nike, Target и Walmart уже удалили все товары, содержащие эмблемы и символику «краснокожих», со своих сайтов. С требованием изменить название выступили и в FedEx — компании, обладающей правами на наименование домашнего стадиона «Вашингтон Редскинс». После того как давление на клуб увеличилось до предела, на официальном сайте команды появилось заявление о том, что название будет «проанализировано в свете последних событий в стране».

Без особого сопротивления сдались и «Кливленд Индианс»: отказаться от названия, которое бейсбольный клуб носит с 1915 года, решили довольно быстро.

Сейчас команда «стремится привлечь заинтересованные стороны к определению наилучшего пути касательно названия команды».

Это уже не первый раз, когда «Индианс» идут навстречу защитникам коренных американцев. Два года назад клубу уже пришлось пойти на уступки: тогда «Кливленд» отказался от использования карикатурного изображения вождя Ваху на экипировке спортсменов — этого не удавалось добиться противникам «Кливленда» около 50 лет.

Смена названий «Редскинс» и «Индианс» вызвала возмущение у президента США Дональда Трампа. «Клубы называют исходя из их силы, а не из слабости. Теперь же легендарные спортивные франшизы, такие как «Вашингтон Редскинс» и «Кливленд Индианс», выглядят так, как будто они будут менять названия из-за политкорректности»,— написал он в Twitter.

«Канзас-Сити Чифс» («Вожди из Канзас-Сити») пока не высказались о своих планах, касающихся названия. Действующих чемпионов НФЛ довольно часто критикуют за использование костюмов коренных американцев и подражание их ритуальным действиям.

Болельщики клуба носят головные уборы с перьями, а перед играми один из них традиционно проезжает на лошади со стилизованным барабаном в руке — это отсылка к образу, использовавшемуся в 70-х годах.

Тогда талисманом команды был всадник, одетый в костюм коренного американца и скачущий на лошади по имени Варпейнт, что переводится как «боевая раскраска».

Екатерина Ремизова

Вся лента