Коронавирус уронил спрос на готовый бизнес

На Урале спросом пользуются только сельскохозяйственные компании

В Екатеринбурге во втором квартале 2020 года на 24% упал спрос на готовый бизнес. Самое большое снижение показали компании из сфер услуг, торговли, развлечений и общепита. При этом спросом по-прежнему пользуются уральские сельскохозяйственные предприятия. Эксперты полагают, что снижение общего спроса произошло на фоне сокращения предложений на рынке, которое наблюдается после закрытия компаний из-за COVID-19.

Фото: Владислав Лоншаков, Коммерсантъ

О снижении спроса на готовый бизнес в Екатеринбурге сообщили аналитики Avito в своем исследовании рынка за второй квартал 2020 года. «Общий спрос на готовый бизнес в Екатеринбурге упал на 24% по сравнению с первым кварталом, в среднем по России этот показатель составляет минус 32%. В частности, снизился спрос на компании из сферы услуг и торговли на 35% и 31% соответственно.

Значительно уменьшился интерес к предприятиям в сфере развлечений (минус 51%) и общепита (минус 41%)», говорится в исследовании экспертов. При этом они отмечают, что в два раза вырос спрос на сельхозкомпании.

Как уточнили эксперты Avito, цены на готовый бизнес в Екатеринбурге снизились на 1%, теперь компанию можно приобрести в среднем за 4 млн руб. По отдельным категориям предприятий стоимость снизилась значительнее. Так, в сфере развлечений стоимость бизнеса сократилась на 29% по сравнению с первым кварталом и составляет 1,93 млн руб., строительные предприятия подешевели на 34%, до 2,46 млн руб.

Во втором квартале почти в три раза подорожали сельскохозяйственные предприятия, их стоимость составляет 31,97 млн руб. Кроме того, положительную динамику показывают заведения общепита, цена по которым выросла на 14%, до 1,2 млн руб.

Участники рынка отмечают, что спрос на компании упал в том числе из-за снижения объема предложений. «Многие компании прекратили свою деятельность из-за коронавирусной инфекции, поэтому число предложений на рынке сократилось. Закономерно, что покупатели интересуются бизнесом из “выживших” сфер, связанных с пищевой промышленностью. К таким, например, относятся сельскохозяйственные предприятия»,— отметил руководитель департамента консалтинга и продаж в компании «Магазин готового бизнеса Deloshop» Владимир Ермолаев.

Он предположил, что в ближайшее время объем предложений повысится за счет бизнеса, который собственники не смогут вести в условиях пандемии COVID-19.

Однако успешная продажа таких компаний будет зависеть от их сферы, а также от «адекватности цены», которую запросят владельцы.

Некоторые эксперты отмечают, что оценивать готовый бизнес необходимо по срокам его окупаемости. «Это достаточно трудоемкий процесс, у каждого бизнеса свои сроки. Сейчас сложно спрогнозировать сроки окупаемости, так как непонятно, что будет завтра, какая доходность будет у бизнеса»,— отметил председатель Уральской палаты готового бизнеса Илья Симкин.

Он подчеркнул, что снижение цены, о котором сообщили аналитики Avito, может не отражать реальную ситуацию на рынке. «Возможно, какое-то кафе сняли с продажи, так как оно закрылось. Это отразилось на общей цене компаний в отрасли общепита»,— пояснил господин Симкин. Он отметил, что помимо сельскохозяйственных предприятий на продажу продолжают выставлять компании, связанные с медицинским направлением.

В Союзе малого и среднего бизнеса Свердловской области полагают, что падение спроса на готовый бизнес связано со снижением его привлекательности на фоне пандемии и некоторых других факторов. «Среди других причин — повышение давления на предпринимателей со стороны надзорных органов, которые при первом нарушении выписывают штрафы. При этом сумма санкций за последние пять лет выросла в три–пять раз»,— отметил президент Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области Анатолий Филиппенков. Помимо надзорного контроля, он отметил рост издержек для бизнеса по подключению водоснабжения, электричества и другим параметрам. «Все это создает препятствия для развития бизнеса, поэтому покупать его никто не хочет»,— отметил эксперт.

Дарья Соколова

Вся лента