«Аэрофлот» просит открыть границы

Перевозчик рассчитывает на восстановление транзитных перевозок

При полной отмене ограничений на международные перелеты «Аэрофлот» сможет восстановить докризисный объем пассажиропотока к марту 2021 года, сказал гендиректор компании Виталий Савельев на встрече с президентом Владимиром Путиным. Однако, судя по ответу президента РФ, ждать скорого открытия зарубежных рейсов не стоит: Владимир Путин подчеркнул, что власти иностранных государств пока не готовы принимать российских туристов. Закрытие границ особенно болезненно для «Аэрофлота», который строил свою стратегию на привлечении выгодного транзитного пассажиропотока.

Президент Владимир Путин и гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев

Фото: пресс-служба президента РФ

«Аэрофлот» рассчитывает по итогам года перевезти около 30 млн человек, или половину прошлогоднего пассажиропотока, заявил во время встречи с президентом Владимиром Путиным генеральный директор авиакомпании Виталий Савельев. Национальный перевозчик при условии снятия всех ограничений рассчитывает к декабрю восстановить весь пассажиропоток на внутренних рейсах и 80% пассажиропотока на международных маршрутах. Полное восстановление может состояться к марту 2021 года, то есть к концу ближайшего зимнего сезона. Но для этого требуется снятие всех ограничений по перелетам граждан как внутри страны, так и за рубежом.

Господин Савельев также подчеркнул, что «Аэрофлоту» необходимо восстановление транзитного пассажиропотока, который в прошлом году составлял около 10 млн человек в год, или шестую часть всех перевезенных группой пассажиров.

«И хочется транзит, конечно, нам восстановить. У нас, Владимир Владимирович, была очень удачная ситуация по транзиту. Мы семь лет в Китае боролись за транзит, доставляли китайцев в Европу. Последние три года мы были компанией номер один среди иностранных компаний. Мы оттеснили "Катарские авиалинии", пятизвездочного перевозчика, и три года мы занимали эту нишу. И нам, конечно, очень бы хотелось вернуться, потому что очень много было затрачено сил для этого, чтобы опять восстановить этот транзит. Это достаточно большой поток, порядка 10 млн человек, и он очень выгодный»,— сказал Геннадий Савельев на встрече с президентом.

Транзитные пассажиры — ключевое направление развития «Аэрофлота». Компания позиционирует себя как перевозчик премиального сегмента, в России у компании отсутствует серьезный потенциал для наращивания пассажиропотока, который зависит от роста уровня благосостояния населения и его естественного прироста. На рынке транзитных перевозок между Азией и Европой компания конкурирует с FinnAir, Turkish Airlines, Emirates, Qatar Airways, которые также развивают хабовую модель перевозок.

«Аэрофлот» оказался одной из наиболее пострадавших от пандемии авиакомпаний: закрытие границ привело к тому, что уже в первом квартале пассажиропоток перевозчика упал на 12,3%, до 11,2 млн человек.

Чистый убыток за этот же период вырос на 42,8%, до 22,5 млрд руб. Показатель объясняется тем, что из-за закрытия авиасообщения с Китаем компания потеряла значительную часть своего дохода и пассажиропотока как на международных, так и на внутренних рейсах.

Но Владимир Путин не стал обнадеживать главу «Аэрофлота». Ограничения в российских регионах будут сниматься по мере улучшения эпидемиологической обстановки. «Они (региональные власти.— “Ъ”) будут принимать решения по снятию этих ограничений. Но не в связи с тем, что авиационной отрасли, вернее отрасли авиационных перевозок, тяжело приходится, а потому что ситуация меняется к лучшему»,— сказал президент.

При этом возобновление международных полетов сегодня вообще невозможно предсказать, так как иностранные власти пока не готовы пускать в свои страны российских туристов.

«Непонятно, что будут делать наши партнеры во многих странах мира, в том числе в Европе, они между собой пока разобраться не могут. И неясно, когда они будут открывать свои границы и территории для граждан третьих стран, в том числе для российских граждан, даже в период летних отпусков»,— добавил Владимир Путин.

Таким образом, прогнозы «Аэрофлота», которые базируются на полной отмене существующих ограничений полетов, по всей видимости, не осуществятся и восстановление пассажиропотока будет идти более медленными темпами.

В открытой для СМИ части встречи не обсуждалось финансовое состояние перевозчика. В июне Reuters писали о том, что «Аэрофлот» в рамках допэмиссии акций может получить 80 млрд руб. от федерального правительства, ВТБ и РФПИ. Впрочем, с учетом масштабов бизнеса компании этой суммы может не хватить до весны следующего года, говорят источники “Ъ” на рынке авиаперевозок.

Источники “Ъ” на рынке уверены, что выйти в прибыль по итогам года не удастся ни одной российской авиакомпании.

Более того, существует реальный риск, что выйти в плюс никому не удастся даже по итогам лета, которое традиционно приносит максимальную прибыль. Переизбыток емкостей на рынке при резком падении спроса привел к тому, что авиакомпании борются за каждого клиента и демпингуют, чтобы покрыть хотя бы часть своих издержек.

Герман Костринский

Вся лента