TikTok потеснил дорогие бренды

Станет ли китайская социальная сеть интересна инвесторам

Сервис TikTok оказался дороже PepsiCo и Adidas. В рейтинге 100 самых дорогих брендов мира по версии международного агентства маркетинговых исследований Kantar, платформа оказалась впервые и сразу заняла 79 строчку, обойдя крупнейшие мировые компании, среди которых также Uber и Gillette. Китайскую социальную сеть, ориентированную на короткие пользовательские видео, оценили почти в $17 млрд. Для сравнения: стоимость бренда PepsiCo в этом рейтинге не дотягивает до $13,5 млрд.

Фото: Danish Siddiqui/File Photo, Reuters

Насколько реалистичны такие оценки? И станет ли TikTok интересен инвесторам? Креативный директор брендингового агентства Kaufman Станислав Кауфман полагает, что сейчас китайский бренд действительно дороже многих других. Не последнюю роль в этом сыграла мировая самоизоляция. «Кто фактически заработал в условиях пандемии? Сплошь и рядом это высокотехнологичные компании. Но насколько стойким этот тренд будет дальше, я не знаю.

Они нашли нишу, которая была свободна, им не пришлось, по сути дела, особо ни с кем конкурировать.

Сейчас технологические бренды очень быстро капитализируются, но также у них есть риск очень быстро это потерять. Такие компании, как PepsiCo, проводили свою капитализации в течение 100 лет и более. Эти бренды очень крепкие и фундаментальные. А TikTok — это больше капитализированный хайп»,— отмечает Кауфман.

В октябре газета Financial Times сообщала о планах владельца TikTok, компании ByteDance, выйти на IPO в этом году. В самой структуре это называли слухами. Но если бы выход на биржу происходил сейчас, актив мог бы всерьез заинтересовать инвесторов, полагает аналитик «Фабрики инвестиционных идей» БКС Юлия Мельникова. Впрочем, определенные риски все-таки есть. «Компания показывает высокие темпы роста. Инвесторы будут рассчитывать на выход к точке безубыточности. TikTok, наверное, надо сравнивать с сопоставимыми компаниями — Snapchat, например, который уже торгуется, Pinterest, недавно вышедшим на IPO.

Это убыточные компании, у которых выручка составляет около 2 млрд, а рыночная капитализация у того же Snapchat — около 30 млрд. Это означает, что он оценивается в 20 выручек. Это дорого, но это сейчас характерно для таких интернет-компаний.

Более того, TikTok становится популярным для рекламодателей, хотя пользовательская база в большей степени состоит из людей до 30 лет, чьи поведенческие особенности очень сложно предсказать.

То есть сегодня им интересен TikTok, завтра — какая-то еще компания. Второй существенный риск — это регулирование — то, о чем говорит ЕС. Google и Facebook, у которого огромная аудитория в той же самой Европе, налоги не платят»,— говорит Мельникова.

Сервису TikTok вряд ли удастся надолго задержаться в сотне самых дорогих брендов мира, так как у платформы пока слишком ограниченный функционал, считает гендиректор аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков: «Оценки, с которой компания может выйти на биржу, пока до конца непонятны. Сумма в 17 млрд, мне кажется, в какой-то степени завышена. Удержаться в рейтинге будет достаточно тяжело, если компания не предпримет какие-то шаги, чтобы предоставить пользователям новые возможности. Facebook на рынке работает уже много лет и предлагает достаточно разношерстное количество услуг, которые можно делать через него — это и общение в социальной сети, и звонки, и объединение в какие-то комнаты. Так что здесь существует множество вариантов, как проводить тот или иной досуг. TikTok пока нашел определенную нишу. Но все же выгоднее, когда есть услуги, которые можно дифференцировать — если где-то не идет одно, можно попытаться предложить другое».

Почему большая часть данных о просмотрах в TikTok оказалась недостоверной

Смотреть

Компания ByteDance не раскрывает свою выручку. По данным СМИ, материнская структура TikTok могла заработать в прошлом году свыше $15 млрд. В 2018-м, во время очередного раунда инвестиций, ее оценили в $75 млрд.

Вся лента