Соискатели готовы уступить в зарплатах

Как могут измениться требования со стороны работодателей

Большинство россиян согласно на снижение зарплаты при трудоустройстве после пандемии. Как показало исследование компании SuperJob, проведенное по просьбе “Ъ FM”, почти половина респондентов готова пойти на уступки работодателю, если он выдвинет такое условие на собеседовании. Настаивать на своем намерена треть опрошенных. В среднем граждане допускают снижение своей зарплаты на 10%. Воспользуется ли бизнес положением соискателей? И выгодно ли нанимать более дешевых работников? Разбирался Григорий Колганов.

Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ

Россияне испугались кризиса и поумерили зарплатные аппетиты. На более скромное вознаграждение практически в равной степени согласны и трудоустроенные сейчас граждане, и безработные. Среди последних есть даже те, кто готов получать на четверть меньше, чем хочет. Эту ситуацию воочию наблюдает директор головного офиса компании «БЕСТ-Недвижимость» Шамиль Кочекаев: «Я постоянно нанимаю сотрудников на работу. Я могу сказать, что запросы по заработной плате за последние три месяца резко упали. То есть если в нашей стезе люди в среднем хотели 60 тыс. в месяц, то сейчас 40-45 тыс. Это говорит о том, что сейчас людям, скажем так, не до жиру».

Такое поведение соискателей — это паника в условиях кризиса или трезвый взгляд на новую реальность? Сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян считает, что россияне вполне адекватно оценивают финансовое положение бизнеса: для некоторых компаний и срезанная зарплата — дорогое удовольствие. «Есть особо пострадавшие отрасли. Процесс восстановления у некоторых из них будет идти очень долго. И там, конечно, о зарплатах прежнего уровня речи пока не идет. Дай бог, чтобы вообще постепенно начали восстанавливаться сами по себе рабочие места»,— отметил Данилов-Данильян.

Впрочем, не весь бизнес намерен воспользоваться ситуацией и нанимать сотрудников на выгодных для себя условиях. Например, владелец компании Mr.Doors Максим Валецкий говорит, что не собирается урезать зарплату новому линейному персоналу, а вот к размеру вознаграждения топ-менеджеров у него есть вопросы: «Мы не хотим людям снижать зарплаты. 25 тыс. руб. получает рабочий на заводе, я бы на его месте не готов был двигаться, и мы их оплату не двигаем.

Если у вас миллион рублей, и вы менеджер, то извините — покажите, что вы на сегодня миллион рублей свой отрабатываете».

Работодателям сейчас будет из кого выбирать: если верить главе Минэкономразвития Максиму Решетникову, за время пандемии под сокращения попали почти 700 тыс. человек. Но нанимать персонал на урезанную зарплату опасно для бизнеса, предупреждает руководитель исследовательского центра SuperJob Наталья Голованова. Сотрудник в этой ситуации вряд ли будет думать о собственной эффективности. «Риски для работодателя в том, что человек продолжит искать работу и при первом удобном случае, если не сможет решить вопрос у этого работодателя, перейдет на другое место. И, соответственно, это дополнительные средства на подбор, дополнительная текучка. Подбор персонала — это тоже средство организации, и менять одного работника на другого для организации на самом деле не так дешево, как кажется»,— пояснила Голованова.

Как увеличился уровень безработицы в апреле

Смотреть

Американский миллиардер Марк Кьюбан накануне рассуждал, о чем начнут спрашивать соискателей на собеседованиях после пандемии. По его мнению, работодателей будет интересовать, что узнал потенциальный сотрудник за это время и какие навыки приобрел. Интересно, каким будет ключевой вопрос при трудоустройстве в России?

По данным Росстата, в стране сейчас 2,7 млн официальных безработных. При этом, как заявлял ранее министр труда Антон Котяков, количество вакансий в службе занятости примерно в два раза меньше.

Вся лента