«Москва уже не может поддерживать Лукашенко»

Дмитрий Дризе — о встрече президентов России и Белоруссии во Ржеве

Владимир Путин и Александр Лукашенко 30 июня встретятся во Ржеве. Президенты союзных государств вместе открывают памятный мемориал, посвященный исторической битве. Двусторонние переговоры лидеров запланированы, хотя в целом визит Лукашенко в Россию анонсирован как однодневный. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе настроен пессимистично, он не ждет каких бы то ни было прорывов.

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Тема российско-белорусских отношений давно перешла в разряд острых, но сейчас она буквально искрит, как бы Александр Лукашенко ни пытался убедить общественность в обратном. Поэтому здесь важна любая деталь — и расстановка, и рукопожатие, и как сели, и участие в церемонии Николая Александровича Лукашенко — младшего сына президента братской республики. Он с недавних пор стал буквально героем обсуждений в интернете, включая нелюбимый Лукашенко-старшим Telegram-канал «Незыгарь». Еще обращает на себя внимание тот факт, что Владимир Путин лично белорусскую тему уже очень давно никак не комментирует. Естественно, что это молчание неспроста, это не случайно.

Пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков отвечает на все эскапады из Минска достаточно односложно — протокольно. Мол, союзник нам важен, но мы в его выборы не вмешиваемся. И нет у нас никаких олигархов. Именно их Александр Григорьевич все время обвиняет во всех смертных грехах. Таким образом, ожидается интригующее действо, в котором будет все кроме конкретных договоренностей и каких бы то ни было результатов. Таковых не может быть по определению. Потому что между союзниками полностью пропало какое-либо взаимопонимание.

Ситуацию можно даже назвать тупиковой. Собственно, и открытие Ржевского мемориала не предусматривает никакого политического прорыва.

Здесь важно показать, что Россия и Белоруссия едины в главном — в борьбе с мировым злом, а остальное — вторично. И это будет наглядно продемонстрировано, это единственное, что сегодня можно сделать. Москва уже не может поддерживать Лукашенко, слишком много личного накопилось, кредит доверия исчерпан, ну или почти исчерпан, тем более, если выборы в Белоруссии пойдут по так называемому силовому сценарию. Это будет полная компрометация любой интеграции. Да и перед Западом неудобно. Россия все-таки хочет выглядеть респектабельной, несмотря на разные там инсинуации.

Да, скорее всего, с Лукашенко придется в очередной раз иметь дело, но инвестировать в ненадежный проект — это уже вряд ли. А без России белорусский социализм нежизнеспособен. Поэтому единственное, на что может рассчитывать Александр Григорьевич, — это на внешнюю иллюзию Союза. Или же он должен предложить нечто действительно сенсационное, прорывное.

Но пока ничего такого не просматривается. Привычное заклинание о том, что Белоруссия — ваш единственный союзник, что без меня все пропадет, придет НАТО и американцы — это давно устарело и не может восприниматься всерьез. Никто никуда не придет. Никто нам не поможет кроме нас самих. Это по Украине заметно. Но отсутствие результата тоже результат — холодный прием, если он будет таковым, не пройдет незамеченным с белорусской стороны. Так что очень может быть, что именно ржевская встреча станет поворотной. Некой новой точкой отсчета в истории Союзного Государства.

Вся лента