«Фокус» за три с половиной миллиарда

В Челябинске выставили на продажу крупный торгово-развлекательный комплекс

Торгово-развлекательный комплекс «Фокус» на северо-западе Челябинска выставили на продажу. Согласно информации, размещенной на нескольких порталах объявлений о продаже недвижимости, здание площадью 59 тыс. кв. м оценивается в 3,5 млрд руб. Собственник не комментирует возможность продажи объекта, указывая на то, что это «пустяковый вопрос». Эксперты полагают, что «Фокус» остается привлекательным объектом, в том числе за счет выгодного расположения, однако сейчас сложное время для поиска инвестора.

Когда «Фокус» открылся, он был крупнейшим ТРК в Челябинске

Фото: Родион Платонов, Коммерсантъ

В Челябинске выставили на продажу здание торгово-развлекательного комплекса «Фокус». Из объявления, размещенного на нескольких ресурсах, следует, что за четырехэтажный объект площадью 59 тыс. кв. м с парковкой на 2 тыс. машино-мест потенциальному покупателю предлагают заплатить 3,5 млрд руб. Таким образом, стоимость квадратного метра составляет 59,3 тыс. руб.

«Фокус» был построен в 2009 году, на тот момент он являлся крупнейшим торгово-развлекательным комплексом в Челябинске. Сегодня его арендаторами являются SPAR, «Спортмастер», «М.Видео», «Снежная королева», DNS, «Л’Этуаль» и десятки других сетей. Оператором развлекательной части (кинотеатр, игровые зоны, заведения общественного питания) является челябинский холдинг «Мегаполис». Согласно объявлениям, в 2020 году в ТРК была проведена реконструкция.

Собственник «Фокуса» Владимир Ланде не стал отрицать факт продажи объекта, хотя и не подтвердил его, указав на то, что вопрос является «пустяковым» и «несущественным» на фоне событий, которые сейчас происходят в стране, например, избыточных мер профилактики коронавируса. «Людей на моих предприятиях и на предприятиях моих партнеров в Челябинске волнует вопрос, кто, зачем и во имя чего портит им жизнь вот уже четвертый месяц, почему они вынуждены страдать без зарплат»,— ответил господин Ланде на вопрос о причине продажи ТРК. Он также отметил, что недавно писал письмо президенту Владимиру Путину и просил его вмешаться в ситуацию с отменой Парада Победы в Челябинске.

Директор по развитию компании «Служба недвижимости» Денис Стукалов считает, что продать ТРК «Фокус» в нынешних условиях будет сложно, поскольку он был построен давно и утратил актуальность, в то время как конкуренция выросла. «Если в городе-миллионнике, которым является Челябинск, работают 7–8 качественных торгово-развлекательных центров, то только у одного–двух дела идут нормально, остальные испытывают определенные трудности. В Москве уже лет пять идет реконцепция торговых центров, этим вопросом довольно серьезно занимаются, в Челябинске вопрос обновления этих объектов тоже назрел. Стандартный вариант — фуд-корт, развлечения, кинотеатр, якорные арендаторы с продуктами и бытовой техникой — уже не является спасением для торговых центров. Учитывая необходимость затрат для инвестора, я думаю, что цена будет значительно снижаться, если вообще появится реальный интересант, который будет знать, что делать с этим объектом и как вернуть вложения»,— говорит эксперт.

По мнению господина Стукалова, месторасположение комплекса является выгодным и сегодня, есть также уникальная для Челябинска развлекательная зона, однако она занимает лишь один этаж. «Торговая же составляющая сильно уступает другим комплексам, в частности, "Роднику" и "Алмазу". Хотя сегодня все челябинские торговые центры ищут ответ на один и тот же вопрос, что делать после пандемии»,— считает Денис Стукалов.

Директор компании «IBC Недвижимость» Станислав Ахмедзянов отмечает, что если собственник действительно решил продать «Фокус», найти покупателя вполне реально. «Да, у торговых комплексов сейчас есть трудности, но не все так плохо, как предполагалось в начале пандемии. Если говорить конкретно об этом объекте, то нужно принимать во внимание, что им управляет, хотя и локальная, но довольно профессиональная команда. Важно, что здание было построено с нуля, а не является объектом реконструкции. Находится оно в самом центре спального района с большими жилыми массивами, при этом неподалеку из конкурентов только торговые центры районного значения. Поэтому "Фокусом" могут заинтересоваться, например, федеральные сети, рассматривающие покупку объектов в регионах. Стоимость оценить сложно, поскольку все зависит от чистого операционного дохода и ряда других показателей конкретного объекта»,— прокомментировал эксперт.

Артур Якушко

Вся лента