«Езжайте в Россию, если хотите русскую школу»

С «мягкой силой» во Франции поступили жестко

Русская община во Франции переживает один из самых громких скандалов последних лет. В школе при посольстве РФ почти три десятилетия существовала очно-заочная форма обучения, которая позволяла детям из семей, интегрированных во французское общество, получить и французский, и российский аттестаты. Но в нынешнем году накануне последнего звонка школа внезапно объявила о ликвидации таких классов. Более того, в МИД РФ теперь настаивают, что такое обучение было фактически незаконным. В том, почему теперь родители пытаются отстоять для своих детей право изучать в школе при посольстве русский язык, русскую литературу, российскую историю и другие предметы, разбиралась обозреватель “Ъ” Галина Дудина.

День дипломата в общеобразовательной школе при посольстве России во Франции

Фото: franceschool.narod.ru

«Это очень ценно для семей, которые хотят сохранить русскую идентичность детей»

«Я Нину хотела именно в эту школу записать, посольскую, по средам после обеда. И мне будет очень обидно, если ее закроют»,— говорит “Ъ” Лара Кауте, правнучка русского офицера Кексгольмского полка. Он эмигрировал во Францию после революции 1917 года. Во Франции родились бабушка и мать Лары, а также она сама, но по-русски все говорят без акцента. О судьбе этой семьи журнал «Власть» писал еще в 2013 году, с тех пор Лара успела окончить магистратуру в Москве и вместе с мужем поработать в России и вернуться в Париж. Старшую дочку Нину, пятилетнюю француженку по гражданству и по рождению, собирались отдать во французскую школу. А по средам, когда у французских школьников нет уроков или короткий день, обязательно водить на занятия в школу при посольстве РФ. Но теперь на эти уроки Нине, похоже, не попасть.

Лара Кауте с фотографией семьи прадеда

Фото: Ольга Алленова, Коммерсантъ

«Я сама в основном была в русской (церковно-приходской.— “Ъ”) школе при соборе Александра Невского, в посольскую школу ходила только один год, но за год очень многому выучилась, и впечатления у меня от посольской школы остались очень яркие,— говорит Лара.— Там и уровень выше, и дети русские из России, а не французы с русскими корнями. И уникально то, что благодаря посольской школе дети, вырастающие во Франции, могут познакомиться и сродниться с русским менталитетом и вообще с русскостью, да так, что они и в России будут себя чувствовать дома. Это очень ценно для семей, которые хотят сохранить русскую идентичность детей, родившихся и вырастающих во Франции».

На протяжении десятилетий русская община во Франции делилась на два непримиримых лагеря — белый и красный. Потомки белоэмигрантов посольства избегали.

Но школа при посольстве, после распада СССР и роста эмиграции открывшаяся для детей соотечественников за рубежом, а не только для советских командированных, вдруг стала нейтральной территорией, к которой с доверием относятся обе стороны. С начала 1990-х поучиться в ней успели сотни учеников. Постепенно в школу стали записывать детей от смешанных браков или из давно эмигрировавших семей.

Часть детей училась очно, как в любой другой школе РФ. Это прежде всего дети дипломатов и работников, направленных во Францию другими федеральными органами РФ.

Кто-то из живущих далеко от школы или не в Париже выбирал заочное отделение. Такие ученики числились в школе, но приезжали только на консультации перед семестровыми аттестациями.

Согласно российскому законодательству, существует еще и семейное обучение. При таком варианте ответственность за качество образования лежит не на школе, а на родителях: именно они устанавливают и график обучения, и программу. В школу же ученики приезжают лишь для того, чтобы сдавать экзамены.

Между тем особой популярностью, особенно у смешанных русско-французских или давно переехавших во Францию семей, пользовалась очно-заочная форма (ОЗФ). Она была разработана специально для желающих совместить французское и российское образование: раз в неделю, каждую среду, у детей было по три-четыре урока, основные предметы чередовались. Часть программы дети изучали дома. И, как уверены родители, по итогам нагоняли традиционную программу российской средней общеобразовательной школы. С нагрузкой и домашними заданиями справлялись не все, но желающих поступать на очно-заочную форму каждый год было больше, чем мест. Поступали по конкурсу.

И на очном, и на ОЗФ можно было погрузиться в русскоязычную среду, современный, а не книжный русский язык, подтянуть уровень знаний, познакомиться с историей России и русскоязычными сверстниками. Наконец, это единственная школа в Париже, где можно получить официальный российский аттестат о среднем образовании. А значит, подумать, как это в свое время сделала Лара Кауте, о поступлении в российский вуз.

«Нас просто не слышат»

Тематическая ветка про русскую школу есть и на самом популярном русскоязычном форуме для проживающих во Франции. Еще в прошлом году родители обсуждали там проблемы такого порядка: «Озеро, гриб, щенок, солнце. Найдите в каждом ряду лишнее слово. Объясните свой выбор».

Затем стали жаловаться: в школе стало больше бюрократии, любой документ, ранее не требовавшийся, просят заверять у присяжного переводчика, ухудшилось отношение к ученикам и родителям, особенно к тем, кто на ОЗФ. Некоторые связывали новый тренд с назначением на пост посла в Париже в 2017 году бывшего заместителя главы МИД РФ Алексея Мешкова. «Те, кто старше моей дочери, говорят: раньше всего этого не было, вроде как наш год был самым жестким в этом плане»,— переживала одна из мам.

Гром грянул 20 мая, за три дня до последнего звонка. Родителям объяснили: очно-заочная форма отменяется, заочная тоже.

Или вы учитесь полноценно в русской школе, как российские школьники, или учитесь дома на семейном обучении, а в школу приезжаете сдавать экзамены.

«На (итоговом.— “Ъ”) родительском собрании учительница объявила, что плата за обучение отменяется, и сразу возникло нехорошее предчувствие, которое, как водится, не обмануло,— пишет отец-форумчанин.— Если я правильно понял, решение об отмене очно-заочной формы принято на уровне посольства из-за ее нерентабельности. Самую оптимальную форму обучения отменили, уровень работы с соотечественниками достиг "новых высот"».

Форум закипел. Очно, пишут, «тоже нельзя, если вы не посольские» — только семейное обучение. «Ребенок расплакался». «Мы с подругой подали заявление в 1 класс заочки. И сегодня ей пришло электронное письмо, где ее детям в заочке отказано по причине того, что они не являются гражданами РФ, у них швейцарское и украинское гражданства. Секретарь объяснила, что учиться в школе теперь могут только граждане РФ. И, если не ошибаюсь, учебу для них сделали бесплатной. Может, финансово нет смысла в заочке и очно-заочном на таких условиях?»

Российское посольство во Франции, в здании которого находится и посольская школа

Фото: Christophe Ena / AP

Отмену оплаты — на ОЗФ она составляла до €400 — многие родители себе объясняют просто. Нынешним летом вступают в силу принятые осенью правительством РФ поправки к ст. 88 закона об образовании, согласно которым дети соотечественников смогут получить «общее образование на русском языке на бесплатной основе в школах загранучреждений». Раньше это право уже было у детей работников официальных российских представительств за рубежом, а теперь и у детей «иных лиц, в том числе российских соотечественников, проживающих за рубежом, а также иностранных граждан, решение об обучении которых принято руководителем соответствующего загранучреждения по согласованию с МИД России».

«Они нас так и называют — "иные"»,— замечает Инга Деникеева, одна из мам, объединившихся в русской школе в Париже в стихийный родительский комитет (в школе есть еще и официальный родительский комитет, который «заявляет, что является единственным представителем детей»). Ее сыну Эдгару 11 лет, его фотография висит на школьной доске почета наряду с фотографиями детей-очников.

Но в конце мая ей вместе с другими родителями предложили сперва «добровольно» написать заявление на отчисление, затем на перевод на домашнее обучение или на очную форму и, наконец, после нескольких раундов переговоров на заочные консультации раз в две недели вместо нынешних четырех уроков каждую неделю. «Сегодня нас вызвали в школу, предлагают забрать учебники. Мне то и дело звонят родители и говорят: ну нас же не отчисляют? — говорит Инга — Сейчас директор утверждает, что ОЗФ должна строиться таким образом: пусть дети 70% времени ходят на уроки, остальное добирают заочно. Но ведь по утрам они учатся в своих французских школах!» — объясняет она.

Родители неумолимы: они не хотят ходить в школу реже чем раз в неделю и не могут чаще, чтобы не прогуливать французскую школу. Дирекция же настаивает: полноценная учеба возможна, только если дети две трети учебного времени будут проводить на утренних уроках в школе при посольстве.

«Но ведь мой ребенок — отличник, значит, до сих пор можно было эффективно учиться на уроках раз в неделю? Таких, как он, много, но нас просто не слышат,— жалуется Инга Деникеева.— Мы просим одного: оставить все, как было 28 лет. Для нас это единственная возможность, чтобы наши дети — двуязычные, двукультурные — ассимилировались и получили российское образование в школе, адаптированной под местную культуру».

В Париже имеются неофициальные русские «гимназии», кружки и клубы русского языка для детей и подростков, но качество образования в них многих родителей не устраивает. Они хотели бы оставить детей в посольской школе и возмущены ультимативными требованиями, которые им предъявляют. Они считают, что их дети уже учатся на законных основаниях. Их взяли на ОЗФ согласно действующему законодательству, и если администрация решила изменить наполнение программы, то новые условия надо было обосновать и сообщить об этом заранее, а не ставить родителей и детей перед фактом.

При этом в родительском комитете уверены: это не просто конфликт между родителями и руководством школы. «Когда у нас все случилось, я просмотрела положения и локальные акты шести десятков из 86 школ МИД РФ за рубежом, отбросив только самые мелкие. Затем мы созванивались с родителями в других странах, и могу сказать, что действительно начиная с 2018 года, и особенно активно в 2019 году, стали переписываться положения о школах — фактически уставы школ. Они стали изменяться и стандартизироваться. Школы одна за одной стали закрывать ОЗФ»,— говорит другая мама, Татьяна Бокова.

Три года назад закрылась очно-заочная форма обучения в Лондоне, в прошлом году — ОЗФ и заочная форма обучения в Токио. А в Бухаресте, Вене и Женеве, например, ОЗФ пока сохраняется.

На сайте русской школы в Лондоне действительно выделено жирным шрифтом: «Форма обучения — очная». «6 сентября 2019 года, за три дня до торжественной линейки, посвященной началу учебного года заочного и очно-заочного отделений, на сайте школы при посольстве РФ в Японии были опубликованы документы, которые сообщали, что теперь обучение в школе будет проводиться только в очной форме»,— подтверждает “Ъ” мама одного из учеников начальных классов школы при посольстве РФ в Японии, попросившая не называть ее имени. По ее словам, в русской школе в Токио из 331 ученика школы 188 учеников обучались заочно или очно-заочно: посещали консультации раз в одну-две недели, имели доступ к подготовительным материалам на сайте школы, могли сдавать аттестацию на базе школы.

«В одностороннем порядке уже в новом учебном году дети оказались вне школы, вне учебного процесса, а директор на все обращения отвечал: "Езжайте в Россию, если хотите в русскую школу", за глаза называя детей, не относящихся к посольским семьям, "зазаборными",— говорит она.— А ведь больше половины детей, обучающихся в школах при загранучреждениях,— это заочники и дети из семей, не относящихся к посольствам РФ. Это и есть большая часть будущего "русского мира" за пределами РФ, будущая "мягкая сила влияния"».

«Было предложено привести форму обучения в соответствие с действующими нормативными документами»

Родители учеников русской школы в Париже встали на оборону этого «русского мира» и теперь пишут письма в МИД РФ, российскому послу в Париже, в комитеты Государственной думы, стучатся в редакции СМИ, готовятся писать президенту РФ. При участии детей сняли агитационный ролик за «право учиться в школе при посольстве России во Франции по средам», а петицию на change.org в защиту учеников ОЗФ в Париже подписали пока 867 человек. Это немногим больше, чем учащихся в школе. По словам родителей, сейчас на ОЗФ учатся 170 детей, на заочном — 59, и это в сумме более 60% учащихся школы при посольстве.

«В администрацию школы был направлен внутренний циркуляр из МИДа с рекомендациями о ликвидации ОЗФ. На все просьбы родительского комитета получить возможность ознакомиться с данным документом, а также с текстом самого решения школьной администрации был получен решительный отказ»,— говорится в тексте петиции.

Однако позиция школы и МИД РФ кажется непоколебимой. На запрос “Ъ” по электронному адресу школы ответа не было, но директор школы Ирина Шапошникова ранее объясняла: «Очно-заочная школа фактически не имела права так называться. Школа при посольстве во Франции является учреждением с углубленным изучением иностранного языка, следовательно, обучение в ней может быть организовано только в первую смену». Школа, подчеркивает директор, не закрывается: можно «перевести детей на очную форму обучения либо на семейное образование для 1–9-х классов и самообразование для 10–11-х классов».

«В соответствии с российской нормативной базой на очно-заочной форме наименование дисциплин и их группирование по предметным областям должно быть идентично учебным планам для очного обучения, причем объем часов по предметам может составлять до 70% объема часов очной формы,— говорится, в свою очередь, в официальном комментарии посольства.— Если вы на это готовы, то мы со своей стороны готовы будем рассмотреть такую возможность. Как мы понимаем, большинство родителей тем не менее не готовы перевести своих детей на очную либо на очно-заочную форму, которые предусмотрены российским законодательством».

В посольстве заверяют, что понимают всю чувствительность проблемы, и пытались найти компромиссное решение, проведя три встречи с родителями, множество внутренних совещаний и консультаций с Москвой. В ответ на вопрос “Ъ”, выполнялись ли на ОЗФ требования по числу обязательных аудиторных часов и почему тогда перевод на заочное обучение с консультациями дважды в неделю не является нарушением нормативов, в посольстве объясняют, что не выполнялись «требования не только по числу аудиторных часов, но и по их времени»: «Они должны вписываться в обычный график очных занятий в конкретной школе, а не выноситься в отдельные дни и часы, подстраиваясь под график учащегося». А вот перевод детей на заочное обучение, по мнению посольства, нарушением не является: «При заочной форме обучения программа проходится самостоятельно, нет норматива по очным занятиям с преподавателем. Консультации не уроки. Их посещение не обязательное, а добровольное, оценки в ходе их проведения не выставляются».

При этоv в диппредставительстве заверили “Ъ”, что с поправками к закону об образовании нововведения не связаны, а проблема заключается в том, что форма ОЗФ фактически не являлась законной.

Также в посольстве подчеркивают, что дети соотечественников и раньше обучались бесплатно, а деньги взимались за «возмещение фактических расходов», включая уборку и коммунальные услуги.

В МИД РФ на вопрос “Ъ” о будущем ОЗФ в школах за рубежом сослались на пункт 29 приказа МИД РФ № 21428 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным и дополнительным общеобразовательным программам в дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ» — он был принят еще в 2013 году, а в 2018 году пережил незначительные правки.

Согласно пункту 29, обучение и воспитание «осуществляются загранучреждением МИД России на государственном языке Российской Федерации (русском языке)». Кроме того, «обучение осуществляется в очной форме», а «сочетание различных форм получения образования и форм обучения допускается по желанию родителей (законных представителей) и решению руководителя загранучреждения МИД России».

«В этой связи законным представителям отдельных учащихся было предложено привести форму обучения в соответствие с действующими нормативными документами и продолжить обучение очно либо в форме семейного образования с прохождением государственной итоговой аттестации, сдачей ОГЭ и ЕГЭ в качестве экстернов»,— пояснили “Ъ” в МИД РФ.

«Так или иначе, если сегодня мы отсекаем таким образом этих людей, их будущее будет связано только с Францией. Для России это большое упущение. Для нас это десятилетиями было инвестицией в будущее,— резюмирует один из собеседников “Ъ”, не понаслышке знакомых с проблемами русской диаспоры во Франции.— На протяжении многих десятилетий мы пытались достичь в том числе национального примирения, чтобы не было белых и красных. А теперь мы фактически заставляем их выбирать, с нами они или против нас. Это тренд, который возвращает нас к железному занавесу и временам, которые уже прошли».

Вся лента