Метро осталось без гарантии

Заказчику станции «Стрелка» отказали во взыскании 480 млн руб. банковского обеспечения

МКУ «Главное управление по строительству и ремонту метрополитена, мостов и дорожных сетей в городе Нижнем Новгороде» (ГУММиД) не смогло в суде взыскать с банка «Пересвет» 480 млн руб. задолженности по банковской гарантии, выданной подрядчику в качестве финансового обеспечения завершения станции метро «Стрелка». Муниципальный заказчик пытался взыскать средства, поскольку один из ее вентиляционных узлов не построен до сих пор, хотя станция открылась еще в 2018 году. Бюджетное учреждение намерено обжаловать решение суда, которое выносилось без присутствия его представителя. В то же время арбитражный суд Москвы постановил выплатить долг заказчика перед подрядчиком в 634 млн руб.

Станция метро «Стрелка» с 2018 года эксплуатируется без второго вентиляционного узла, предусмотренного проектом

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

Арбитражный суд Москвы отказал в удовлетворении иска ГУММиД: нижегородский муниципальный заказчик пытался взыскать в общей сложности 480 млн руб. задолженности с процентами с АКБ «Пересвет». Этот банк изначально страховал подрядчика строительства станции метро «Стрелка» с двумя перегонными тоннелями ООО «Строительная компания "Управление строительства-620"» (УС-620), выдав ему банковскую гарантию на 3 млрд руб. Проект стоимостью свыше 10 млрд руб. был сдан в конце мая 2018 года: станцию открыли для перевозки пассажиров и болельщиков чемпионата мира по футболу, один из этапов которого проходил на стадионе в Нижнем Новгороде.

В апреле 2019 года банк «Пересвет» выдал подрядчику очередную банковскую гарантию в обеспечение достройки станции: один ее вентиляционный узел не был построен, и объект сдали без него. Сроками действия новой гарантии воспользовался ГУММиД и потребовал, чтобы банк-гарант оплатил почти 470 млн руб. неотработанного аванса и других неподтвержденных затрат со стороны генподрядчика.

К этому моменту компания «УС-620» уже находилась в предбанкротном состоянии: расплатиться с городским заказчиком не могла и не признавала его претензий. Ранее «УС-620» подало иск к ГУММиД и получило судебное решение о взыскании с заказчика 634,5 млн руб. за дополнительные работы на «Стрелке», которых не было в проекте. Для этого подрядчик принес в суд свою экспертизу понесенных затрат. Крупный долг от муниципального заказчика подрядчику мог быть выплачен из федеральных средств: деньги на достройку станции еще в 2018 году предоставило правительство РФ из резервного фонда.

Однако крупную целевую субсидию, которая не была вовремя израсходована, нижегородские власти вернули в федеральный бюджет, и региону не удалось обратно получить эти деньги.

В ГУММиД не скрывают, что их иск к банку был во многом направлен на то, чтобы неким взаимозачетом исковых требований ликвидировать иск к заказчику метро и бюджету, финансировавшему строительство. Обанкротившийся генподрядчик переуступил право требования 634 млн руб. другой компании, она сейчас тоже находится в предбанкротном состоянии. Но в администрации Нижнего Новгорода уверены, что это требование на крупную сумму контролирует банк «Пересвет», кредитовавший обанкротившегося генподрядчика и желающий возместить свои убытки от стройки метро. Тем не менее, как рассказали в ГУММиД, исполнительный лист к ним все еще не предъявлен, и вряд ли бюджет будет отдавать деньги кредиторам.

Что касается иска к банку от ГУММиД, отказное решение суда в учреждении намерены обжаловать. Его мотивировочная часть пока не готова, но в бюджетной организации недовольны тем, что судебное решение в Москве выносилось без их участия. По словам директора ГУММиД Михаила Суворова, в связи с ограничительными мерами из-за коронавируса истец просил отложить заседание, но суд этого делать не стал. Кроме того, ГУММиД уже после вынесенного судебного решения отказали в ходатайстве об участии в процессе по видеоконференцсвязи.

В АКБ «Пересвет» не комментируют судебные тяжбы по взаимоотношениям с метростроителями Нижнего Новгорода.

Что касается притоннельного вентиляционного узла №2 на станции «Стрелка», не сделанного в 2018–2019 годах из-за сложностей с грунтовыми водами, начать его строительство не удалось до сих пор. Денег в бюджете на его достройку нет, зимой скорректированный проект не прошел госэкспертизу, и есть предложение просто законсервировать вырытый под него котлован близ футбольного стадиона, залив его легким бетоном. Решать, как именно поступить с недостроенным объектом, предстоит новому врио мэра Нижнего Новгорода Юрию Шалабаеву.

До сих пор власти утверждали, что отсутствие одной из вентиляционных шахт не влияет на безопасность эксплуатации станции метро в случае каких-либо задымлений или пожара.

В администрации сообщали, что этот узел потребуется при увеличении пропускной способности ветки до 40 поездов в час и при продлении метро до станции «Волга», которая пока существует только в проекте. Тем не менее изначально проект вентузла был в составе документации по строительству «Стрелки», пока из-за появившихся проблем с грунтами и сроками сдачи всей станции его оттуда не исключили по приказу минстроя Нижегородской области.

Роман Кряжев

Вся лента