Омбудсмену подбирают замену в СПЧ

Новым уполномоченным по правам человека в Башкирии может стать юрист Зульфия Гайсина

Администрация главы Башкирии подбирает замену уполномоченному по правам человека Риму Каюмову, занимающему эту должность с 2009 года. Вчера стало известно, что господин Каюмов уже написал прошение об отставке в Курултай. Оно может быть рассмотрено депутатами на ближайшем заседании 25 июня. О причинах ухода Рим Каюмов не говорит. По данным источника „Ъ“, на должность омбудсмена согласовывается юрист Зульфия Гайсина, занимающая пост секретаря Совета по правам человека и развитию институтов гражданского общества при главе республики. В 2019 году она баллотировалась на пост главы Башкирии и набрала 1,5% голосов.

Фото: Дмитрий Колпаков, Коммерсантъ

Парламенту Башкирии Курултаю на заседании 25 июня, скорее всего, предложат принять отставку уполномоченного по правам человека в республике Рима Каюмова, занимающего этот пост уже 11 лет. 11 июня господин Каюмов, полномочия которого истекают лишь в 2024 году (он был переизбран в феврале 2019 года), подал в парламент прошение об отставке.

Вчера он подтвердил „Ъ“, что принял это решение добровольно, но о причинах говорить отказался. «Все-таки у меня два срока прошло, это третий»,— отметил омбудсмен.

Комментируя итоги пребывания на этом посту, он отметил, что помог «многим восстановить их права», «но очень много работы еще остается — это жизнь».

Риму Каюмову 1 июня исполнилось 57 лет. Он был назначен еще при первом президенте республики Муртазе Рахимове и продолжил традицию назначения на пост омбудсмена выходцев из силовых структур — до этого он возглавлял управление по борьбе с экономическими преступлениями МВД Башкирии. Его предшественники Фатхлислам Тукумбетов и Чингиз Газизов работали до назначения уполномоченными в МВД и прокуратуре.

Институт уполномоченного по правам человека в Башкирии существует с 1996 года. Омбудсмен получает зарплату из бюджета. Рим Каюмов в 2019 году, как сообщается в его декларации, заработал 4,11 млн руб.— на 400 тыс. больше, чем годом ранее. У уполномоченного есть аппарат, который обеспечивает его деятельность. В штате находятся пять человек. Кроме того, у него есть 70 общественных помощников во всех муниципалитетах. В 2019 году, как отмечается в ежегодном докладе омбудсмена, к нему поступило более 1 тыс. заявлений от 5 тыс. граждан, общественные помощники рассмотрели 2 тыс. заявлений. Более трети поступивших обращений написаны осужденными. 19% касались вопросов социальной защиты, около 30% — жилищного вопроса.

Информация о том, что в администрации главы Башкирии ищут замену Риму Каюмову появилась еще в конце 2018 года. Информированный собеседник „Ъ“ вчера сообщил, что на эту должность хотят согласовать юриста Зульфию Гайсину, занимающую на общественных началах пост секретаря Совета по правам человека и развитию институтов гражданского общества (СПЧ) при главе республике. Зульфие Гайсиной 3 июня исполнилось 40 лет. Она родилась в Челябинской области, окончила Институт права Башгосуниверситета, карьеру начинала в прокуратуре. В последние годы позиционирует себя как правозащитник и юрист по защите прав обманутых дольщиков. В 2017 году состояла в «Открытой России» Михаила Ходорковского, в 2018 году была региональным координатором этого движения. В том же году выдвигалась как независимый кандидат в Курултай республики, но не смогла собрать нужное количество подписей. В 2019 году Зульфия Гайсина участвовала в выборах главы Башкирии от партии «Яблоко» и набрала 1,5% голосов избирателей (около 33,3 тыс.). На свою избирательную кампанию она потратила около 4 млн руб. и отметилась как кандидат с самым дорогим голосом избирателя. На телевизионных дебатах Радий Хабиров предложил Зульфие Гайсиной войти в создаваемый им СПЧ.

Зульфия Гайсина сообщила „Ъ“, что не в курсе того, что ее кандидатура рассматривается на должность омбудсмена. От других комментариев она воздержалась.

Политолог Сергей Маркелов отмечает, что институт омбудсмена в России, как и прочие, призван выполнять единственную функцию — придавать легитимности власти, «показывать, что власть находится под неким общественным контролем, даже если это не так». «Таких институтов напридумывали уже много, в том числе СПЧ. Но если на западе такие институты неудобные для власти, то у нас наоборот»,— отмечает политолог. Он полагает, что на такие должности подбирают «людей лояльных, готовых к компромиссам, работе с властью и, разумеется, предсказуемых».

По мнению политолога Аббаса Галлямова, в сегодняшней России «все институты, кроме президента, носят фейковый характер». «Омбудсмен — не исключение. Никаких реальных рычагов влиять на ситуацию у него нет. Есть только право упасть на колени и слезно о чем-то просить»,— отмечает политолог. Предстоящую замену уполномоченного он объясняет тем, что «время сейчас такое: нужно демонстрировать обновление». «Никакой специальной системы отбора на эту должность нет: подвернулся хороший человек, его и назначают. А то, что на такой должности не должен работать силовик, нынешнему руководству республики, в отличие от предшественников, очевидно»,— заключил Аббас Галлямов.

Наталья Павлова

Вся лента