Хоппер-энд

Выпуск грузовых вагонов в РФ упадет вдвое

На фоне спада спроса и ухудшения конъюнктуры рынков Минпромторг ожидает снижения выпуска грузовых вагонов в РФ вдвое — с 75,3 тыс. до 36–40 тыс. единиц. Участники рынка, скорее, считают этот прогноз консервативным, хотя и близким к действительности, оценивая потенциал 2020 года в 40–55 тыс. вагонов. Эксперты отмечают, что реальный выпуск будет зависеть от того, одобрят ли власти какие-либо меры поддержки железнодорожного машиностроения. Сейчас предлагаются разные варианты — от программы досрочной утилизации старых вагонов с их субсидируемой заменой вплоть до полного запрета выпуска вагонов на типовых тележках.

Фото: Иван Водопьянов, Коммерсантъ

Минпромторг ожидает падения выпуска грузовых вагонов в РФ по итогам года до 36–40 тыс. единиц, сообщил 10 июня на онлайн-конференции «Гудка» «Обновление парка грузовых вагонов: тренды и перспективы» начальник управления вагонного хозяйства центральной дирекции инфраструктуры ОАО РЖД Михаил Сапетов. По итогам 2019 года в РФ было произведено 75,3 тыс. вагонов, таким образом, падение составит 47–52%. При этом, сообщил господин Сапетов, за пять месяцев произведено 23,6 тыс. вагонов, в том числе 12,2 тыс.— инновационных.

Вагоностроители единодушно ждут падения, хотя и менее масштабного. В апреле заместитель гендиректора по коммерции и маркетингу Объединенной вагонной компании (ОВК) Борис Мягков говорил, что, по оценкам ОВК, общая потребность в новых вагонах в России в ближайшие годы сократится до 40 тыс. единиц в год. По оценке «РМ Рейл», сообщили “Ъ” в компании, объем производства вагонов в России может составить в этом году около 40–45 тыс. Оценка базируется на объемах выпуска за пять месяцев. «Даже если допустить, что события дальше будет развиваться по неблагоприятному сценарию, заводы смогут выйти на эти показатели»,— отмечают в компании.

«Последние месяца три мы работаем при 40-процентной загрузке предприятий и, к сожалению, пока продолжаем катиться вниз»,— констатирует директор департамента развития гражданской продукции Уралвагонзавода Андрей Абакумов.

Тяжелые времена, которые должны были наступить с 2021 года, пришли уже сегодня, добавляет он.

Спад рынка вагоностроения в 2020 году однозначно есть, говорят в «Алтайвагоне», он идет за счет снижения спроса на серийные полувагоны и хопперы. «По нашим оценкам, общее производство вагонов в 2020 году установится на отметке 47 тыс. вагонов,— пояснили “Ъ” в компании.— Сейчас спрос на платформы, крытые вагоны и вагоны-цистерны достаточно стабилен. Значительно возрос интерес к инновационным полувагонам». Также в «Алтайвагоне» отмечают такие факторы, как обещание гендиректора ОАО РЖД Олега Белозерова, данное лично Владимиру Путину, решить проблему Восточного полигона и помочь угольщикам, что заметно увеличит спрос на полувагоны, преимущественно инновационные. Другие факторы — субсидирование сбыта платформ с деревянным полом (400 тыс. руб. на вагон) и истечение срока службы рефрижераторных вагонов.

Заместитель гендиректора ИПЕМа Владимир Савчук говорит, что прогноз ИПЕМа по выпуску в 2020 году — 55 тыс. единиц и он не менялся. Прогноз на 2021 год — 40–45 тыс. единиц. При этом, отмечает он, реальные результаты будут сильно зависеть от того, будут ли введены меры поддержки вагоностроения, а если да, то какие.

Пока предлагаемые вагоностроителями меры поддержки фокусируются на инновационном подвижном составе. Андрей Абакумов на конференции рассказал, что разработана «серьезная программа по замене подвижного состава у операторов, исключительно в добровольном порядке, которая должна быть субсидирована государством». Сейчас она на обсуждении в правительстве, пояснил он. Речь идет об аналоге программы утилизации автомобилей: «Мы предлагаем приобретать с существенными субсидиями — не менее 500 тыс. руб. на единицу подвижного состава, исключительно инновационного, взамен утилизируемого». Объединение вагоностроителей (ОВС), поясняет его исполнительный директор Евгений Семенов, «выступает за введение ограничения и в дальнейшем полного запрета на выпуск вагонов на тележке 18–100 и ее аналогах». Это, по мнению ОВС, обеспечит скорейший переход на новый этап развития грузового вагоностроения и избавит рынок от «морально устаревшего подвижного состава, сдерживающего развитие перевозочного процесса».

Наталья Скорлыгина

Вся лента