10 июня 1920 года Совет народных комиссаров РСФСР утвердил декрет «Об автодвижении по городу Москве и ее окрестностям» — первые столичные правила дорожного движения для автомобилей. Как выглядело и регулировалось дорожное движение в Москве в первые годы советской власти — в фотогалерее «Ъ».
В правилах 1920 года впервые оговаривался скоростной режим: легковые автомобили должны были двигаться по улицам со скоростью не более 25 верст в час (27 км/ч), грузовые — не свыше 16 верст в час (17 км/ч). При этом ночью при отсутствии фонарей машины должны были двигаться не быстрее 10 верст в час (11 км/ч)
Фото: Красинский С. / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Езда «левой стороной», обгон на узком месте и срезывание углов «безусловно воспрещалось»
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Декрет 1920 года был написал только для автотранспорта, но извозчиков на лошадях в то время было не меньше, чем машин
Фото: Автор неизвестен
Сломавшиеся на улице или аварийные машины должны были в течение 12 часов убираться в гараж
Фото: Коренев В. / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
В 1920 году о повсеместном свободном пользовании автомобилем обычными советскими гражданами речи не было. Машины выделялись высокопоставленным руководителям с разрешениями различных комиссий
Фото: Фридлянд Семен / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
«Пользование автомобилем для поездки в театры, концерты и т. п.» было «безусловно воспрещено»
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Автоинспекторам разрешалось останавливать в случае надобности машины не иначе как поднятием флажка днем или фонаря ночью. Во избежание задержки движения автоинспектор с согласия пассажира мог проверить документы в пути, сопровождая машину
Фото: Штеренберг А. / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Милиция обязана была оказывать автоинспекторам всяческое содействие вплоть до применения в крайних случаях оружия
Фото: Грачев Михаил / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Все машины должны были иметь какой-либо звуковой сигнал и глушитель. При этом «езда с милицейским свистком (с горошиной в свистке), как вызывающая панику на улицах», была воспрещена
Фото: Яковлев Н. / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Каждая прибывающая в Москву машина в течение 24 часов должна была зарегистрироваться: военная — в Московском отделе военно-инженерного управления, гражданская — в транспортном отделе Московского совета депутатов
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Водители, которые в ПДД 1920 года назывались шоферами, обязаны были иметь при себе удостоверение экзаменационной комиссии на право управления машиной и удостоверение личности, выданное с места службы, с визой Военного комиссариата Москвы
Фото: Устинов Александр / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
В правилах впервые появилось требование о наличии путевых листов для каждой выпускаемой из гаража на работу машине
Фото: Евзерихин Эммануил / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Первые предупреждающие дорожные знаки, стандартизированные в СССР на основе международной конвенции, появились в 1927 году. Знаки были такие: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «неохраняемый железнодорожный переезд», «опасный поворот», «перекресток», «неровная дорога», «опасность»
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ