Май добавил тумана в обработку

Опросы промышленников и прогнозы фиксируют рост неопределенности

В мае 2020 года конъюнктурные исследования российских обрабатывающих компаний агентства Markit и Института Гайдара (ИЭП), хотя и фиксируют некоторое улучшение текущих оценок состояния спроса обрабатывающей промышленности, но принципиально расходятся в прогнозах. Если PMI указывает на снижение выпуска на горизонте года, то производственные планы респондентов ИЭП вернулись на уровень марта 2020 года. Как сами опросы, так и резкий разброс консенсус-прогнозов в отношении динамики промпроизводства указывают на резкий рост неопределенности, которая прежде всего связана с состоянием внутреннего спроса.

Фото: Алексей Смагин, Коммерсантъ

Индекс PMI агентства Markit в мае 2020 года несколько отыграл апрельское падение до 31,3 пункта, составив 36,2 пункта (значение индекса выше 50 пунктов указывает на рост выпуска) с учетом сезонности. Тем не менее в мае снижение объема новых заказов, в том числе экспортных, продемонстрировало очередной антирекорд с декабря 2008 года, уступив лишь показателям апреля. Респонденты агентства отмечают, что высвобождение мощностей приводит к новым увольнениям, а девальвация рубля стала оказывать давление на издержки, что заставляет их повышать отпускные цены (в статистике апреля это еще не отражалось — промышленные цены снижались). В то же время самые расхожие страхи компаний связаны с затяжным выходом из кризиса и продолжением периода низкого спроса, что заставляет их ожидать отрицательных объемов выпуска и через год.

Респонденты из числа обрабатывающих компаний, опрошенные в мае Институтом Гайдара, особенно в отношении перспектив восстановления, оказались более позитивными. При этом автор исследования Сергей Цухло не может пояснить причину такого расхождения, а результаты майских опросов промышленников от Росстата появятся только сегодня. «Я несколько раз проверял цифры майских ответов. Все довольно позитивно, и это укладывается в официальное представление о состоянии промышленности и перспективах выхода из кризиса»,— отметил господин Цухло.

По данным ИЭП, оценка фактического спроса на продукцию в мае отыграла 11 пунктов после падения на 39 пунктов в апреле, а его прогнозы фактически вернулись на уровень марта.

Тогда промышленность «находилась только под прессингом низких нефтяных цен и еще не представляла всей решительности и последствий противоэпидемических действий властей»,— отмечают аналитики. Позитивные изменения в динамике спроса позволили предприятиям аналогичным образом скорректировать и выпуск, а его планы на один пункт даже превысили показатель марта — к маю избыточность запасов готовой продукции снизилась до предкризисных значений. На этом фоне прогнозы ИЭП, в отличие от опросов Markit, фиксируют, что предприятия отказались от повышения отпускных цен и демонстрируют очень умеренные прогнозы их изменения, так же как и то, что уже в мае интенсивность увольнений снизилась втрое, а баланс планов изменения численности работников стал нулевым.

Между тем оснований полагать, что обработка действительно продемонстрирует быстрый V-образный выход из кризиса, нет. Улучшение прогнозов промышленников, зафиксированное ИЭП, вряд ли надежно — они традиционно сильно расходятся с фактическими оценками. Возвращение текущих оценок на уровень марта 2020 года тоже вряд ли может свидетельствовать о нормализации ситуации — по данным Росстата, чистый финрезультат (прибыль минус убыток) в обработке в первом квартале 2020 года составил 6,3% от уровня годовой давности. При этом объем прибыли снизился на 27%, а убытков — вырос более чем в пять раз, хотя доля убыточных компаний увеличилась лишь на 3 процентных пункта (до 35,9%). Отсутствие инвестиций и низкая производительность не являются для компаний проблемами, в отличие от низкого спроса (см. график).

При этом, на что именно надеются компании, опрошенные ИЭП, неясно. Общая оценка ими экономических мер господдержки оказалась невысокой, а 30% из них прямо сообщили, что нужных им мероприятий властями предложено не было. Самая востребованная промышленностью мера (субсидирование ставки кредитов на оборотные средства) набрала 36% голосов, а меры поддержки населения замыкают рейтинг антикризисных мер по версии промышленности, то есть обрабатывающие компании не ждут поддержки спроса и со стороны домохозяйств.

Заметим, что, согласно опросам Markit, в мае фактор неопределенности продолжал увеличивать свое влияние на прогнозы, а, по данным ИЭП, в апреле среди ограничений роста этот фактор вышел на первое место (72% предприятий против 30% в январе 2020 года), опередив спросовые ограничения. О росте неопределенности свидетельствует и майский консенсус-прогноз аналитиков FocusEconomics, основанный на данных 14 прогнозистов из инвестбанков и исследовательских институтов. Согласно ему, российская промышленность в 2020 году сократит объем выпуска на 4,7% (в апреле ожидалось его снижение на 1,3%), притом что разброс прогнозов составил от минус 10% до минус 1,7%.

Алексей Шаповалов

Вся лента