Таксисты скрылись за номерами агрегаторов

Зачем водители указывают ИНН других компаний при оформлении пропуска

Таксисты рискуют столкнуться с массовой отменой пропусков. Многие из них оформили документы нелегально, указав в качестве работодателя агрегаторов перевозок. На это обратили внимание власти, пишет РБК. И теперь компании могут быть наказаны отменой ранее выданных пропусков. Компании Gett и «Везёт» объяснили это сбоем или ошибкой самих водителей. Но, как убедился “Ъ FM”, таксисты намеренно указывали данные компаний, когда получали цифровые коды. На какие уловки вынуждены идти водители? И чем это грозит пассажирам? Разбирался Иван Корякин.

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Когда число выданных пропусков начинает превышать штат компании, у властей возникают вопросы. В случае с Gett и «Везёт» так и произошло — нестыковки заметили в налоговой и Пенсионном фонде, пишет РБК. Оказалось, некоторые водители нелегально оформляли себе рабочие пропуска, используя ИНН агрегаторов. И хотя в Gett и «Везёт» предположили, что дело в ошибке или техническом сбое, “Ъ FM” нашел подтверждение, что такая практика действительно имеет место.

Но зачем? Казалось бы, если водитель работает в таксопарке, пропуск ему должен оформлять работодатель, как это происходит в других компаниях. Но для перевозок такой сценарий неактуален, рассказал “Ъ FM” водитель, автор YouTube-канала «Союз такси» Вячеслав Балыкин:

— В таксопарке работают в основном либо по зарплатной схеме, либо по арендной, но в то же самое время никаких отчислений ни в ПФР, ни в налоговую не происходит в принципе. Соответственно, водителям во время оформления самому себе цифрового пропуска велено было указывать ИНН не таксопарка, а непосредственно агрегатора.

— А кто велел оформлять пропуска через ИНН именно агрегаторов?

— Руководители таксопарков. Для того чтобы им не досталось по голове.

Но теперь достаться может агрегаторам — такое превышение грозит компаниям автоматическим аннулированием всех ранее выданных пропусков, что и произошло с таксопарками. Да и непонятно, зачем было получать цифровые коды, используя ИНН агрегаторов. Если уж действовать нелегально, то можно найти более надежные схемы и притвориться, например, строителем, говорит таксист Денис: «Просто находят в интернете ИНН и делают пропуска. Там несложно. Можно оформить, если честно, на любую стройку. Берешь, допустим, какое-то ООО находишь его ИНН в интернете, вводишь данные автомобиля, свои данные — и все, едешь. Это не проблема».

Сколько таких таксистов? Собеседники “Ъ FM” говорят, что большинство. Есть, конечно, индивидуальные предприниматели, но их пропуска однажды аннулировали. С проблемами столкнулись и самозанятые. В итоге таксистам не оставалось ничего, кроме как оформлять цифровые коды под видом доставщиков или строителей. И вся эта ситуация лишний раз напомнила о проблемах отрасли: в такси невыгодно оформлять сотрудников в штат, говорит глава профильного комитета Московской торгово-промышленной палаты Богдан Коношенко: «Если принять его в штат, то, соответственно, будет фиксированная заработная плата со всеми вытекающими отсюда налоговыми и не только платежами — это больше 43%, которые нужно заплатить во всякие фонды. Поэтому это сделать невозможно. Мы посчитали, что на компанию, в которой есть тысяча автомобилей, придется доплатить примерно 250 млн руб., если взять среднюю заработную плату в размере 50 тыс».

То есть с одной стороны — государство и налогообложение, а с другой — агрегаторы, которые диктуют правила и с которыми вынуждены работать таксопарки. И даже в такой ситуации некоторые компании нашли выход, продолжает Вячеслав Балыкин: «Сейчас таксопарки начали торговать такими пропусками. И это выглядит примерно так: там оформляют водителя на минималку в 22 тыс., начинают платить за них налоги в ПФР, и за это таксопарки требуют с водителя 9 тыс. руб. в месяц. То есть даже до такого дошло».

Почувствуют ли это пассажиры? Сейчас не должны — спрос на такси не столь велик, пока москвичи остаются дома. Хотя с каждым днем горожан на улицах все больше. А из всех таксистов на линии только половина, говорят собеседники “Ъ FM”. Одни боятся заразиться, другие — штрафов, а кто-то просто не может выйти на работу, потому что пропуск аннулирован.

Ранее таксистов обязали проверять цифровые пропуска у пассажиров, и большинство водителей подчинилось этому требованию. Им пригрозили отключением от агрегаторов.

Вся лента