«Азбука вкуса» минимизирует контакты

Смогут ли магазины без касс стать популярными среди россиян

В России появится первый магазин без касс и продавцов — тестирование технологии начинает «Азбука вкуса» совместно со Сбербанком и Visa в деловом центре «Москва-Сити». Пока опробовать новую услугу смогут только постоянные клиенты, которых пригласит сам магазин. В компании надеются, что для проверки системы понадобится месяц, после чего залы без продавцов и кассиров начнут появляться в других магазинах сети.

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Пиар-директор «Азбуки вкуса» Юлия Лебедь рассказала “Ъ FM”, как будет работать новая система покупок:

«Покупки совершаются следующим образом: у человека должно быть установлено мобильное приложение на смартфон, в котором он зарегистрирован, и к нему привязана банковская карта и email, когда человек приходит в магазин, он через это приложение сканирует QR-код, потом совершает покупки и, выходя из магазина, на турникетах у него нет необходимости покупки оплачивать, потому что сумма за все товары, которые он взял с собой, списывается с привязанной к приложению карты. Обеспечивается за счет технологии компьютерного зрения. Магазин оборудован камерами, которые в режиме реального времени отслеживают действия покупателей и идентифицируют те товары, которые они взяли. Соответственно, если человек взял какой-то товар, потом передумал и поставил его обратно на полку, это в системе тоже фиксируется».

В «Азбуке вкуса» уточнили, что даже в случае успешного эксперимента, все магазины сети все равно не перейдут на обслуживание без касс. В компании хотят сохранить для покупателей возможность общаться с продавцами.

Гендиректор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков считает, что в условиях эпидемии, у проекта есть шанс на успех. Но пока большинство подобных систем неидеальны, и зачастую не очень удобны для потребителей:

«Вот этот проект, безусловно, сегодня будет еще более востребованным, чем раньше, потому что как минимум 30% населения нашей страны в принципе не хочет контактировать с кем-либо, и они будут заинтересованы в использовании подобных систем.

Еще где-то около трети населения стремится минимизировать контакты и при возможности, соответственно, выберет взаимодействие с роботом, с киоском, с информационной системой, нежели взаимодействие с реальным человеком.

Пока данное решение достаточно дорогостоящее, и способы учета, контроля, оформления покупок, которые применяются в подобных системах, либо неэффективны, неудобны для потребителя и, соответственно, для самого ритейлера, либо достаточно затратны. Это является существенным сдерживающим фактором».

Насколько безопасна будет система? Директор по бизнес-развитию компании ЦРТ Андрей Хрулев отметил, что основной угрозой для интеллектуального видеонаблюдения, которое используется в магазинах самообслуживания, может быть технология deepfake:

«Возможны такие же ситуации, связанные с вмешательством в базу данных самого ритейлера. Поэтому тут крайне важно создавать информационную систему максимально защищенной. Кроме того, постольку здесь появляется еще и система интеллектуального видеонаблюдения, то очень важно будет защитить и эту компоненту, потому что технологии deepfake, которые подменяют реальность на виртуальную реальность и заставляют компьютерные алгоритмы быть обманутыми, очень активно развиваются. Если я хочу заставить систему увидеть не меня, а клиента магазина, то есть с его счета списать денежные средства, то я могу предъявить фотографию этого человека или видеозапись этого человека».

Первый в мире магазин без касс и продавцов открыла американская компания Amazon два года назад. К следующему году она планировала открыть около трех тысяч подобных точек.

Сергей Проценко

Вся лента