С льготами повезло

Правительство субсидирует нижегородских перевозчиков в период пандемии на полмиллиарда рублей

Нижегородские частные и муниципальные перевозчики при участии регионального парламента убедили областное правительство в необходимости дополнительной поддержки отрасли. ­После падения пассажиропотока на две трети и выручки на 80% из-за самоизоляции нижегородцев в связи с пандемией коронавируса власти пообещали им субсидировать лизинговые платежи, затраты на зарплату сотрудникам, освободить от транспортного налога и компенсировать перевозку льготников. Общая сумма поддержки составит 507,6 млн руб. Нерешенным остается вопрос лишения частников лицензий из-за вынужденного простоя: областной союз перевозчиков обвинил минтранс в отсутствии диалога, а депутаты потребовали от минтранса найти вариант для продолжения работы предприятий.

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

Транспортный комитет законодательного собрания Нижегородской области по инициативе региональной Ассоциации предприятий пассажирского автомобильного транспорта потребовал от областного министерства транспорта определить меры поддержки муниципальных и частных перевозчиков. На заседании комитета в понедельник представители перевозчиков попросили компенсировать им часть затрат на топливо, субсидировать выплату заработной платы сотрудникам и лизинговые платежи за покупку нового подвижного состава. Кроме того, поддержки регионального правительства в виде покрытия выпадающих доходов от прекратившейся перевозки льготников ожидает Горьковская железная дорога, а также владельцы вокзалов и автобусных станций.

«Транспортные предприятия из-за режима повышенной готовности ощутили существенное снижение выручки, и перед ними стоит реальная угроза прекращения деятельности.

— Органы государственной власти приняли меры поддержки отдельных отраслей экономики, однако принятых мер явно недостаточно»,— подчеркнул председатель комитета Владимир Солдатенков, обращаясь к министру транспорта Павлу Саватееву. Но оказалось, что министерство уже готово помочь отрасли.

Господин Саватеев согласился с бедственным положением транспортных предприятий. В министерстве подсчитали, что за полтора месяца пассажиропоток 139 частных и муниципальных перевозчиков рухнул на 75%, а вместе с ним на 81% упала выручка. «Поэтому мы разработали пакет областных мер поддержки для предприятий вне зависимости от форм собственности и величины бизнеса, поскольку большинство перевозчиков по классификации налоговой службы относятся к крупному бизнесу, для которого мер государственной поддержки не предусмотрено», — заявил министр. Он сообщил, что правительство региона предоставит субсидии на оплату труда сотрудников транспортных предприятий, компенсацию расходов от перевозки льготников и затраты на ГСМ. По словам чиновника, в министерстве рассчитали «эталонный размер» выплат, взяв за основу оплату часа работы транспортных предприятий, поэтому размер поддержки для каждого из них будет считаться отдельно. ­Правительство также компенсирует затраты перевозчиков на перевозку медработников, силовиков, сотрудников надзорных органов и волонтеров за апрель-май. Кроме того, предприятия, не допустившие нарушений, смогут рассчитывать на освобождение от уплаты транспортного налога в этом году. После отмены ограничительных мер по коронавирусу на пригородных маршрутах запланировано повышение расчетной ставки стоимости проезда с 2,5 до 3 руб. за километр пути, на городских маршрутах — с 20 руб. до 23 руб. за поездку (исключением станут Чкаловск и Саров со ставкой 22 руб.), соответственно расходы бюджета на компенсации за перевозку льготников составят 105 млн руб.

Параллельно министерство договаривается со Сбербанком и Внешэкономбанком о реструктуризации лизинговых платежей.

Сейчас стороны остановились на варианте отложить выплаты до завершения пандемии и дальнейшей повторной реструктуризации. «Банки будут подходить индивидуально к каждому перевозчику. Прорабатывается вопрос льготных кредитов на компенсацию выплаты заработных плат. Субсидии могут быть направлены на погашение действующих кредитов предприятий»,— уточнил Павел Саватеев. ­Пока о компенсации выпадающих доходов за перевозку льготников на 80 млн руб. с министерством не удается договориться Горьковской железной дороге, ее начальник Анатолий Лесун форсирует вопрос через парламентский корпус, и в правительстве обещают решить вопрос с оплатой.

Глава Союза перевозчиков Нижегородской области Эдуард Степанов обратил внимание депутатов на то, что договориться об отсрочке платежей по лизингу с банками пока не получилось и они грозятся забрать транспорт. Господин Степанов попросил организовать с ними переговоры по этому поводу. В конце заседания он поднял вопрос об апрельском отзыве свидетельств у нижегородских частных перевозчиков из-за трехдневного простоя. Тогда товарищество компаний «Лидер-Транс», «­Победа-НН» и известный перевозчик Дмитрий Каргин обращались в правительство за поддержкой, но в итоге лишились права обслуживать свои маршруты и стали судиться с минтрансом. Эдуард Степанов обвинил власти в отсутствии диалога: «У нас игра в одни ворота, мы информацию в минтранс предоставляем. Устроила эта информация министерство или нет — обратной связи абсолютно нет. Предприятия состоят из более чем 3 тыс. человек, 118 новых автобусов, простаивают. Просим разобраться досконально». Депутаты поддержали перевозчика и попросили министра провести видеоконференцию с перевозчиками на этой неделе, тот согласился.

После обсуждения всех вопросов председатель комитета Владимир Солдатенков призвал министра ускорить выдачу субсидий транспортным компаниям. «Сегодня мы имеем все предпосылки, чтобы своевременно и качественно восполнить все потери транспортных предприятий по перевозке льготных категорий граждан. Спасение транспортников — в скорейшем выздоровлении всех людей, снятии карантинной обстановки. Ни в коем случае нельзя, чтобы предприятия остановились». Министр финансов Нижегородской области Ольга Сулима добавила, что поддержка может быть оказана в срочном порядке постановлениями правительства без одобрения депутатов регионального парламента.

Роман Рыскаль

Вся лента