Транспортная расставляющая
Как в Краснодаре будут развивать сеть автомобильных дорог
В Краснодаре в 2020 году планируется принять Генеральный план – документ, во многом определяющий векторы развития инфраструктуры города. Он был подготовлен санкт-петербургским «НИИ перспективного градостроительства» и в апреле должен был пройти общественные слушания. Карантин по коронавирусу внес свои корректировки в сроки, однако понятно, что городу без Генплана не обойтись, а значит, он будет принят.
Одной из наиболее существенных частей плана, на наш взгляд, является концепция развития транспортной системы Краснодара. В апреле «Ва-банкъ» уже рассказывал о том, как планируется организовать транспортный коридор по ул. Тихорецкой к Восточному обходу. В этом номере мы коснемся улично-дорожной сети в целом.
От чего хотят избавиться
Нынешние транспортные проблемы Краснодара характеризуются несколькими важными моментами: большое количество авто при низкой пропускной способности дорог; недостаточное развитие общественного транспорта и нежелание большинства краснодарцев в принципе им пользоваться; движение транзитного транспорта, как личного, так и грузового, через жилую застройку; пересекающие город ветки железной дороги, нарушающие связи городских районов; нехватка парковок в центре и т.д.
Генплан рассчитан до 2040 года. По самым консервативным оценкам, население Краснодара за это время перевалит за 2 млн человек
Кроме того, город будет застраиваться в северо-восточном и северо-западном направлениях в районе поселков Краснодарского, Плодородного, Знаменского и Пригородного. Сейчас здесь дорожная сеть развита слабо, но по мере появления новых жилых кварталов необходимость в ней возрастет, и это нужно учитывать на этапе планирования развития города.
Генплан рассчитан до 2040 года. По самым консервативным оценкам, население Краснодара за это время перевалит за 2 млн человек. Появятся новые предприятия, жилые массивы, общественные территории, торговые центры, которые также потребуют организации доступа к ним.
Что хотят сделать
Концепция предполагает, что новые районы будут «прошиты» коридорами магистральных улиц общегородского значения регулируемого движения. Они образуют сетку с ячейкой примерно километр на километр.
Каждая ячейка будет дополнена районными и местными улицами, а также внутриквартальными проездами, обеспечивающими подъезд к домам, зеленым зонам, социальным объектам и т.д.
Но самое главное - на основе крупнейших магистралей будет сформирован каркас улично-дорожной сети всего города, состоящий из двух контуров. Внешний проляжет по Ростовскому шоссе, 3-й Трудовой улице, улице Карла Гусника, Второму ближнему Западному и Южному обходам и трассе М-4. Внутренний контур включит в себя магистральные улицы общегородского значения: Круговую, Толбухина, Красных Партизан, Тургенева, Кубанскую набережную, Ленина, Мира, Ставропольскую.
Чтобы разгрузить нынешние путепроводы и связать западные районы города с восточными, предусмотрено создание четырех автотранспортных коридоров из магистральных улиц общегородского значения
Оба контура будут связаны между собой улицами Шевченко, Воронежской, 4-м Тихорецким проездом, проектируемым транспортным коридором «Володарского - Тихорецкая - М-4 «Дон»», улицей Красных Партизан, Ростовским и Тургеневским шоссе, проектируемым Южным скоростным периметром.
Таким образом, жилые районы города, в том числе так называемые «спальники», будут связаны с центром города посредством двух контуров и коридоров между ними. Это, в частности, позволит снизить транзит через жилые районы в центр - машины пойдут в первую очередь по магистралям.
Для того чтобы осуществить этот план, по словам работников компании-проектировщика, потребуется реконструкция и строительство многих участков улично-дорожной сети.
К сожалению, на сегодня в ряде новых районов или нет дорог или их параметры не соответствуют нормативам для проезда по ним общественного транспорта.
Схема основных автотранспортных связей Краснодара представлена на схеме 1.
Как свяжут районы
Особенности нынешнего состояния улично-дорожной сети города таковы, что из одного района в другой, даже если они находятся неподалеку, проехать напрямую получается не всегда. Приходится двигаться, к примеру, через Северные мосты, основательно загруженные в обычное время и встающие в плотную пробку в часы пик. Чтобы разгрузить нынешние путепроводы и связать западные районы города с восточными, предусмотрено создание четырех автотранспортных коридоров из магистральных улиц общегородского значения. Коридоры будут располагаться с востока на запад и пройдут так:
Первый, самый северный, – по улицам Западный обход, Петра Метальникова, Дорожная, Милютинская, Евдокимовская с выходом на Восточный обход.
Второй коридор, южнее первого, пройдет от ул. Красных Партизан по ул. Круговой до Солнечной, затем по ул. Домбайской, Константиновской, Драгоценной и Жукова.
Второй транспортный коридор пересекается с третьим в своем начале и в конце. Третий коридор начинается на ул. Красных Партизан, затем проходит по ул. Гаврилова до ул. 40-летия Победы до самого ее конца в районе пос. Плодородного, поднимается к северу вдоль пос. Плодородного-2 и соединяется со вторым транспортным коридором на ул. Константиновской.
Четвертый транспортный коридор начинается от ул. Красных Партизан по ул. Академика Трубилина в районе КубГАУ, поворачивает на ул. Северную до ул. Ялтинской, затем переходит на ул. Селезнева, Мачуги и оканчивается на ул. Фадеева.
Кроме того, проект предусматривает формирование автотранспортного коридора с севера города на юг. Он пройдет от Ростовского шоссе по улицам Коммунаров, 40-летия Победы, Колхозной, МОПРа, Спортивной, Передовой, Щорса, Шевченко, Воронежской и выйдет на проектируемый Южный скоростной периметр, соединяющийся с трассой М-4 «Дон».
Жилые районы города, в том числе так называемые «спальники», будут связаны с центром города посредством двух контуров и коридоров между ними
Трассировка Южного скоростного периметра, проектируемого в настоящий момент, также вошла в проект Генерального плана в следующем исполнении: эта четырехполосная дорога пройдет в южной части города с востока на запад через Адыгейскую Набережную, ул. Шевченко, через озеро Старая Кубань, пересекая остров Большой, выйдет к дачному товариществу «Нижний казачий хутор» и микрорайону Гидростроителей.
По ГМР трасса пройдет в южной части микрорайона. В районе, который местные жители называют «Ямой» (в границах улиц им. Благоева, им. Мачуги, Бородинской, Пашковского переката и берега реки Кубань), она будет также служить берегоукрепительным сооружением. Далее Южный скоростной периметр выходит на ул. Бородинскую и Горячеключевскую и трассу «Краснодар - Кропоткин - граница Ставропольского края» (рядом с ТРЦ «OZ Молл»).
Строительство Периметра может быть завершено к 2023 году. Схема транспортных коридоров показана на схеме 2.
Сколько всего построят
Проектом предполагается строительство 665 км и реконструкции 470 км улично-дорожной сети. После завершения всех работ суммарная протяженность улично-дорожной сети города приблизится к 3,5 тыс. км. В том числе протяженность магистралей будет составлять около 1,2 тыс. км.
Также по проекту будут построены: девять мостов (в том числе три новых через Кубань), 33 путепровода и столько же транспортных развязок.
Количество подобных объектов в Краснодаре увеличится более чем в два раза по сравнению с сегодняшним днем.
Одним из первых проектов, который находится сейчас в стадии активной работы, станет создание транспортного коридора по ул. Тихорецкой, о котором мы уже писали в одном из прошлых выпусков.
Что изменится
Дальний западный обход и внешнее кольцо автотранспортных связей помогут отвести внешний транзитный поток от города. Внутри Краснодара ликвидация транзита через центр будет обеспечена созданием внутреннего кольца улиц (каркаса) и связей между внешним и внутренним кольцом.
Добавим, что помимо развития автодорожной сети в Краснодаре планируется активно развивать трамвайное движение и так называемую «Городскую электричку», которая в принципе не зависит от пробок. Уже сейчас на электричке из КМР на вокзал «Краснодар-I» можно доехать за 20 минут даже в часы пик.
Трамвайные линии будут продолжены в новые районы. Скорость трамваев планируется увеличить, в том числе дав рельсовому транспорту приоритет над автомобилями там, где их пути пересекаются. Будет создана система транспортно-пересадочных узлов и перехватывающих парковок, где можно будет оставить машину и пересесть на городскую электричку, автобус, троллейбус или трамвай. Либо воспользоваться сетью велосипедных дорожек, которую также планируется активно развивать.
Трамвайные линии будут продолжены в новые районы. Скорость трамваев планируется увеличить, в том числе дав рельсовому транспорту приоритет над автомобилями там, где их пути пересекаются
В целом концепция развития транспортной сети Краснодара связана не только с расширением автодорожной сети. Она предусматривает активное использование горожанами и гостями общественного транспорта и альтернативных видов передвижения.