Ритейлеры стремятся в малый бизнес

Это увеличивает их шансы на господдержку

Участники рынка непродовольственного ритейлера остались без господдержки и обратились в правительство с предложением приравнять их к субъектам малого и среднего бизнеса. Это, рассчитывают сети, позволит получить все положенные преференции — от налоговых каникул до льгот по кредитам.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

О том, что непродовольственным ритейлерам не досталось господдержки, сети рассказали в письме в правительство. В обращении розничные компании составили свой список мер. Так, они просят дать непродовольственным сетям отсрочку по уплате НДС и страховых взносов по упрощенному (заявительному) порядку. «Исходно такой механизм предполагался и для нас,— говорит один из ритейлеров.— Но потом розницу не включили в перечень отраслей, которые могут им воспользоваться».

Многие сети из-за снижения покупательной способности стали оптимизировать бизнес еще до карантина. А новый кризис только ускорил процесс, поэтому целый ряд крупных игроков из числа непродовольственных ритейлеров по факту уже являются субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП), говорит президент одежной сети Baon Илья Ярошенко. Но, как утверждают ритейлеры, сейчас невозможно попасть в реестр МСП, поскольку он обновляется раз в год в августе.

Это означает, что предприниматели, чей размер ужался до критериев МСП, но они не успели попасть в реестр, не могут претендовать на меры господдержки для такого бизнеса.

Авторы обращения предлагают обновить список, не дожидаясь августа, и дать попавшим в него предприятиям и бизнесменам возможность воспользоваться преференциями для МСП задним числом.

В списке мер для таких предпринимателей — субсидирование расходов на оплату неработающему из-за карантина персоналу не менее одного размера МРОТ на сотрудника за каждый месяц простоя. Для них также снижается общая ставка страховых взносов с 30% до 15% с зарплат сотрудников, превышающих один размер МРОТ. Иные налоги, кроме НДС и страховых взносов, за второй квартал 2020 года не уплачиваются.

Непродовольственные ритейлеры, вынужденные закрыть свои магазины из-за карантина, считают, что независимо от размера бизнеса на них необходимо распространить меры господдержки, предназначенные для субъектов МСП. Также они хотят использовать кредитные каникулы и программу «3 по 1/3» по займам, полученным до апреля 2020 года не только на малый и средний бизнес, но и на крупные компании из пострадавших отраслей. Суть меры заключается в том, что уплата основного долга по кредиту отодвигается на полгода, а уплата процентных платежей на этот период делится на два этапа: две трети оплачивает государство или сами банки, одну треть — компании-заемщики.

«Сегодня банки массово закрывают кредитные лимиты для ритейлеров»,— поясняет господин Ярошенко.

Даже если розничная компания по своему размеру не относится к субъекту МСП, она все равно не может войти в список системообразующих предприятий, которые, например, имеют право на льготные кредиты, отмечает директор по развитию сети «Леонардо» Борис Кац. «У таких компаний годовая выручка должна превышать 15 млрд руб., а у большинства игроков рынка непродуктового ритейла этот показатель значительно ниже»,— добавляет он.

В Минэкономики комментариев не дали, но 13 мая министерство сообщило о внесении в правительство проекта постановления о запуске кредитной программы поддержки занятости, которую на этой неделе анонсировал Владимир Путин. На кредиты по ставке 2% могут претендовать компании, которые сохранят максимальное количество сотрудников, в том числе и ритейл. Сумма кредита зависит от количества сотрудников. Однако непродуктовые сети вряд ли смогут воспользоваться этой программой, полагает Борис Кац, поскольку «сохранить 90% или даже 80% сотрудников при тотальном сокращении потребительского спроса практически невозможно».

Халиль Аминов, Никита Щуренков

Вся лента