Дорожно-медицинская карта

Режиссер Салли Поттер сняла самый личный фильм

В онлайн-прокат вышел фильм Салли Поттер «Неизбранные дороги» с Хавьером Бардемом и Эль Фэннинг в главных ролях. В основу картины лег личный опыт постановщицы, связанный с болезнью близкого человека, однако это не тот случай, когда сеанс арт-терапии может быть интересен посторонним зрителям, считает Юлия Шагельман.

Кадры из фильма «Неизбранные дороги»

Фото: Adventure Pictures

«Неизбранные дороги», пожалуй, самый персональный проект Салли Поттер, больше всего известной как режиссер экранизации романа Вирджинии Вулф «Орландо» (1992), изысканного упражнения на тему изменчивости гендера. В новой ленте, где Поттер выступила не только режиссером и автором сценария, но и сама написала музыку, тоже присутствуют игры с формой, однако содержание здесь болезненно-личное. В 2013 году младший брат постановщицы, художник и музыкант Ник Поттер, умер от ранней деменции, но природа этого заболевания такова, что терять она его начала раньше и три года была свидетельницей угасания его личности. Однако в фильме эти переживания перенесены в плоскость абстрактных и умозрительных рассуждений о «дорогах, которые мы выбираем». Деменция же становится необязательной деталью, только придающей всему происходящему оттенок искусственного мелодраматизма.

Лео (Хавьер Бардем), одинокий мужчина неопределенного возраста, живет в обшарпанной и почти пустой квартире, за окном которой круглосуточно гремят поезда надземного метро. Но здесь находится только его физическая оболочка — угасающий разум Лео давно уже блуждает вдали от бруклинской дыры, которая формально называется его домом. Когда-то он был писателем, но теперь от прошлой жизни не осталось даже четких воспоминаний. Однако сам Лео не забыт — юная дочка Молли (Эль Фэннинг) появляется на пороге, чтобы отвезти его к дантисту и офтальмологу, выполнить простые будничные задания, которые с учетом состояния отца потребуют бесконечных запасов терпения и любви.

Пока Молли пытается без потерь переместить Лео из точки А в точку Б (это, конечно, удается с большим трудом), сам он пребывает то ли в прошлом, то ли в фантазиях. Салли Поттер пользуется дробным монтажом, чтобы передать на экране спутанность и хаотичность сознания больного человека: повествование перескакивает из блеклого предзимнего Нью-Йорка, пропитанного выхлопными газами и какофонией дорожного трафика, пугающей Лео, в Мексику, окрашенную в яркие и теплые цвета — розовый, желтый, выжженно-терракотовый, и на остров в Греции, где море и небо одинаково синие, свежие и прозрачные. Постепенно становится понятно, что реален из этого только Нью-Йорк, а мексиканские и греческие фрагменты — это те самые «неизбранные дороги», пути, по которым могла бы пойти жизнь Лео, если бы он когда-то принял другое решение.

Неизвестно, был ли Лео хорошим писателем, но путешествие в его воображение заставляет в этом сомневаться, потому что его варианты параллельных жизней выглядят как набор плоских стереотипов.

В мексиканской части есть жена Долорес (Сальма Хайек), полная страсти и скорби и одетая в красное, а проживаемый в этой реальности день оказывается, конечно, Днем мертвых и заканчивается рыданиями на кладбище. В греческой наличествуют таверна с пожилым белоусым хозяином и юная голубоглазая блондинка, которая напоминает тоскующему писателю брошенную дочь, а жизненный выбор рифмуется с выбором финала для книги. Впрочем, нью-йоркская реальность глубиной смыслов и тонкостью метафор тоже не отличается: здесь бывшая жена Лео и мать Молли (Лора Линни) зачем-то устраивает выяснение отношений с бывшим и уже ничего не понимающим мужем прямо в больничной палате, куда его приводит несчастный случай, злобная тетка в магазине кричит: «Убирайся из моей страны, проклятый мексиканец!», зато таксисты восточного происхождения оказываются добрыми и милосердными и даже по-библейски омывают Лео ноги.

Единственный проблеск чего-то живого и настоящего здесь — это героиня Эль Фэннинг, которой приходится тянуть на себе фильм, в то время как на долю Хавьера Бардема во всех его инкарнациях выпадают в основном бессмысленные взгляды в пространство или сосредоточенные — внутрь себя. Молли, уставшая, иногда раздраженная, но сохраняющая отчаянно храбрую улыбку и искреннюю заботу в голосе, единственная, кто продолжает считать Лео человеком,— тот эмоциональный крючок, который позволяет удержать зрительское внимание и вызвать эмпатию. Но, возможно, для того, чтобы рассказать ее историю, Салли Поттер стоило бы выбрать другую дорогу.

Вся лента