Авиакомпании спасаются грузоперевозками

Как изменится система воздушного сообщения в России

Пандемия коронавируса может лишить российские авиакомпании более полутриллиона рублей. Перевозчики недополучат такой объем выручки из-за отмены международного авиасообщения и упавшего спроса на внутренние полеты, пишут «Ведомости» со ссылкой на расчеты консалтинговой компании Bain & Company. Такой прогноз основан на том, что нынешняя ситуация с внутренними перевозками сохранится до конца июня, и спрос до уровня прошлого года восстановится лишь к декабрю 2020-го. А запрет на международные перелеты продлится до конца июля, и спрос к декабрю восстановится лишь до 60% от показателей 2019 года.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Как изменятся перевозки из-за пандемии? Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев не исключает, что некоторые игроки российского авиарынка обанкротятся: «Запас ликвидности авиакомпаний стремительно сокращается.

В выигрышной ситуации находятся те, кто сможет договориться с лизингодателем — это в первую очередь крупные игроки.

Все понимают, что потери, в случае если крупный клиент остановится, могут быть весьма существенными. Кроме того, есть ряд авиакомпаний, которые опираются на программы субсидирования региональных перевозок, со стороны субъектов федерации, корпоративных структур. И эти перевозчики, очевидно, смогут сохранить финансовую устойчивость и не прекратить полеты. Те компании, у которых нет достаточного масштаба и за которыми не стоят интересы финансово-промышленных групп или регионы, находятся в зоне максимального риска».

Авиаперевозчики с марта по международным направлениям отправляют только спецрейсы по вывозу россиян из других стран. Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта ранее оценивала убытки от таких полетов в полмиллиарда рублей ежесуточно. Тем временем, по оценке Международной ассоциации аэропортов, в апреле трафик на внутренних линиях оказался в 20 раз ниже, чем год назад. Однако у перевозчиков все-таки есть, хоть и незначительная, но возможность использовать простаивающие на земле самолеты, говорит управляющий директор журнала «Авиатранспортное обозрение» Максим Пядушкин: «Пассажирские авиакомпании стали использовать свои пассажирские самолеты для перевозки грузов. Тут есть два варианта. Первый — возить их в грузовых отсеках, которые есть в каждом пассажирском самолете. Обычно туда складывается багаж пассажиров, но это не очень выгодно, потому что большая часть самолета остается пустой. Второй вариант — класть грузы в пассажирский салон. Теоретически эта возможность у авиакомпаний есть, и они ее используют.

Но Росавиация выпустила пресс-релиз, в соответствии с которым она разрешает это делать не всем пассажирским авиакомпаниям».

Но как в таком случае изменятся цены на авиабилеты? Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Федор Борисов уверен, что снижаться они точно не будут: «Компаниям в нынешних условиях не пойдут еще и на ценовую войну, иначе они не будут иметь возможности покрыть операционные издержки. То есть уровень отраслью, скорее всего, будет задан достаточно высокий. Если он вдруг окажется низким, то через какое-то время у нас будет череда банкротств уже после кризиса. Соответственно, я бы не рассчитывал на то, что после будет какой-то период низких цен. Опять-таки если конкурентная среда существенно изменится, и игроков на рынке останется мало, мы столкнемся с ситуацией, когда на отдельных локальных маршрутах может образоваться монополия или очень ограниченная конкуренция. И в этой ситуации, конечно, мы придем к тому, что цены будут расти».

Насколько «Аэрофлот» сокращает майские рейсы

Смотреть

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в интервью телеканалу RTVI не стал прогнозировать, когда возобновится прекращенное из-за коронавируса международное авиасообщение, поскольку «четкого понимания нет ни у кого». В свою очередь, владелец и гендиректор компании S7 Владислав Филев в интервью “Ъ” заявил, что такие полеты восстановятся лишь через год.

Вся лента