Коронавирус выудил бюджет

Депутаты законодательного собрания Новосибирской области одобрили предложенные правительством изменения в региональный бюджет на период до 2022 года. Основные из них были разработаны вслед за посланием президента и сложившейся неблагоприятной экономической ситуацией на фоне пандемии коронавируса. По оценке минфина, область в 2020 году не дополучит 13,5 млрд руб., из-за чего финансирование ряда региональных программ уменьшено или полностью приостановлено. В том числе субсидирование переселения граждан из аварийного ветхого жилья, а также сферы строительства и ЖКХ.

Непредвиденный сценарий

Министр финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталий Голубенко 21 апреля представил депутатам законодательного собрания проект закона «О внесении изменений в областной бюджет региона на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов». Как отметил чиновник, поправки были сформированы до ситуации с эпидемией и последующим введением ограничительных мер, падения мировых котировок, а также колебаний курса национальной валюты. «В его основе решение трех ключевых задач: выполнение поручения президента, завершение выполнения задач по нацпроекту «Здоровье» и третье — включение бюджетных ассигнований из дорожного фонда в финансовые итоги»,— подчеркнул он.

Вносимые поправки включают только социальный сектор: помощь семьям с детьми, улучшение условий пребывания детей в школах и поддержка нуждающихся граждан на основе социальных контрактов. В целом расходы регионального бюджета на эти цели в 2020 году вырастут более чем на 2 млрд руб. В частности, для дополнительной поддержки семей с детьми в возрасте от трех до семи лет региону необходимо предусмотреть в этом году около 639 млн руб., в дальнейшем почти по 830 млн руб. ежегодно. Еще 351 млн руб. понадобится для назначения ежемесячного пособия семьям на третьего и последующего ребенка до достижения им возраста трех лет.

524 млн руб. регион выделит на оплату вознаграждений педагогам за классное руководство. На обеспечение горячим питанием учеников начальных школ в 2020 году необходимо финансирование в объеме 485 млн руб.

Для оказания социальной помощи населению на основе социальных контрактов, которая будет введена с 2021 года, область выделит около 180 млн руб. Объем финансирования из федерального бюджета на эти цели составит около 636 млн руб. ежегодно. В рамках нацпроекта «Здоровье» в этом году Новосибирская область предоставит 353 млн руб.

Таким образом, доходная часть бюджета увеличивается на 601,5 млн руб. — до 181,1 млрд руб., расходы — с 181,7 млрд руб. до 186,3 млрд руб., дефицит бюджета — 5,1 млрд руб. «Говоря о параметрах на 2020 год, конечно, хотелось бы подчеркнуть, что те негативные факторы, которые проявились в экономике региона во втором полугодии 2019-го, привели к снижению налогооблагаемой базы и недобору доходов на 2020 год. Эта сумма составила более 5 млрд руб. Эти обстоятельства сегодня не позволяют нам находить ресурсы на обозначенные задачи. Я полагаю, и вы согласитесь, что в 2020 году, скорее всего, это будет объективно невозможно. Главный источник решения этих задач — перераспределение ассигнований внутри бюджета. Средства будут перераспределены по тем ассигнованиям, которые не были до сегодняшнего дня законтрактованы, то есть не связаны обязательствами. Перераспределенные ресурсы в свою очередь позволяют нам обеспечить все дополнительные финансовые обязательства и укомплектовать областной резервный фонд, за счет которого мы финансируем антивирусные мероприятия. В том числе эти средства пойдут на приобретение медицинского оборудования и развертывание дополнительных коек»,— заключил Виталий Голубенко. По его оценке, сегодня из резервного фонда на эти цели выделено 900 млн руб.

Депутат Дмитрий Терешков отметил несбалансированность бюджетных решений. «В законопроекте планируется поступление налога на прибыль, НДФЛ, других налогов в полном объеме. Этого счастья не будет. Можно расходиться только в объемах недовыполнения — 80 или 100%. Но то, что это будет, очевидно. В этой ситуации мы рассчитываем либо на помощь федерального бюджета, либо планируем секвестр?»— задал вопрос министру парламентарий.

Виталий Голубенко подтвердил, что проект поправок был сформирован до наступления макроэкономической ситуации. «Сегодня работает правительственная комиссия, которая прорабатывает дополнительные меры поддержки. Стресс-оценка недоплаты доходов в областной бюджет в 2020 году составляет 13,5 млрд руб., в динамике доходов мы идем где-то минус 6–7% к аналогичному показателю прошлого года. Если смотреть апрель к апрелю, то поступление где-то в два раза ниже, чем в аналогичный период прошлого года. Достижения плановых показателей у нас не предвидится, соглашусь. Стратегия действий следующая: после завершения мероприятий по противодействию пандемии, будем обращаться за дополнительной поддержкой в правительство России»,— ответил чиновник.

Депутат Лариса Шашукова заметила в бюджетных корректировках отсутствие 315 млн руб. на переселение граждан из аварийного фонда. По словам господина Голубенко, эта часть затрат отсутствует, так как она одна из немногих, которые удалось перераспределить, потому что не были подписаны контракты. Заместитель губернатора области Сергей Семка в свою очередь уточнил: изменения не затрагивают нацпроект, только региональную программу.

Заместитель председателя комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Дмитрий Козловский выразил недоумение: почему в ситуации, когда финансирование министерства строительства сократилось на 843 млн руб., министерства ЖКХ — на 946 млн руб., программ переселения, «Чистая вода» и «Газификация», субсидирование строительства четвертого моста — сохранилось. «На этот проект мы добавляем 600 млн руб. Я категорически против его строительства — его нужно законсервировать. Если это делается для того, чтобы федералы дали на него денег, то они все равно его не профинансируют»,— высказался депутат.

По словам спикера заксобрания Андрея Шимкива, в условиях нестабильной экономики бюджет необходимо будет корректировать многократно. «Сегодня вносимые изменения в бюджет — не просто корректировки, а корректировки ценностей и приоритетов. Никто не отрицает, что нужно развивать инновации, цифровизацию, строительство. Это важно. Но на данном этапе забота о людях важнее. Никто из нас не знает, сколько это будет длиться, многие изменения в бюджет нужно будет принимать не головой, а сердцем, какие-то наказы не будут выполнены точно, и нужно к этому относиться с пониманием»,— подчеркнул спикер.

Комитет принял решение вынести законопроект для рассмотрения на апрельской сессии законодательного собрания. Коррективы в бюджет планируется принять в двух чтениях.

О помощи вовремя

В условиях негативной экономической ситуации, когда бизнес находится на грани разорения, меры поддержки для региональных компаний необходимо расширять, заявили депутаты.

Как отметили в правительстве, федеральными властями разработан комплекс мер помощи бизнесу и сегодня в Новосибирской области они предоставляются без ограничений. В частности, десять отраслей экономики из перечня Минэкономразвития начали получать помощь.

Список пострадавших от коронавируса отраслей правительство утвердило 6 апреля. В него вошли авиаперевозки, культура, физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт, туристический и гостиничный бизнес, общественное питание, организации дополнительного образования, организаторы конференций и выставок, компании, предоставляющие бытовые услуги. Позднее в этот список добавили кинотеатры и стоматологии. Помощи просят и другие отрасли, например ЖКХ.

В Новосибирской области, как отметил и.о. министра экономического развития региона Лев Решетников, в этих сферах заняты более 57 тыс. человек и примерно 20 тыс. организаций и индивидуальных предпринимателей. «Этот список еще расширяется, однако первая мера поддержки для этих категорий уже предоставляется — это перенос сроков уплаты налогов»,— отметил чиновник.

Также, по данным правительства, внедряется запрет на проверки, мораторий на налоговые санкции, расширение программы льготного кредитования МСП, отсрочки по взносам, кредитам и аренде.

Предприятиям начали выдавать беспроцентные кредиты для выдачи зарплаты сотрудникам. Заявки на этот продукт региональные банки принимают, однако динамика выдачи, по оценке господина Решетникова, пока слабая. «Самая сложная тема — это отсрочка по аренде, она предоставляется на государственной, муниципальной и частной недвижимости малому и среднему бизнесу. Здесь, конечно, больше вопросов возникает по частному имуществу, есть случаи, когда собственники отказывают предпринимателям»,— сообщил он.

Сергей Семка также отметил, что прежде всего помощь будет оказана компаниям, являющимся крупнейшими налогоплательщиками, а также системообразующим и стратегическим предприятиям. Таковых, по его оценке, в области около 30. Также поддержка будет оказана организациям, участвующим в программе реиндустриализации экономики.

Всего на сегодняшний день в регионе работают до 75% трудоспособного населения, остальные 25% — находятся в вынужденных отпусках, в основном сотрудники сферы услуг и организаций, не имеющих разрешения на работу в условиях профилактики.

Ситуация сегодня сложная, подчеркнул Виталий Голубенко, отметив, что на восстановление экономики понадобится не менее одного года.

Депутат Глеб Поповцев назвал перенос оплаты налогов на три–шесть месяцев губительным для бизнеса и предложил их списать. «Мы с вами прекрасно понимаем, что эта мера может сыграть обратный эффект. А именно — отложенный платеж, суммированный на конец года. И это при условии, что предприятия малого и среднего бизнеса сегодня не имеют условий для работы. Падение оборота уже оценивается в пределах 75%, что может привести к ликвидации многих предприятий. Может быть, их списать?»— задал он вопрос членам правительства.

Сергей Семка пояснил, что по предложению президента эти платежи будут оплачиваться поэтапно в течение года равными частями. Единовременной оплаты не будет. «С предложением списания — вопрос не ко мне»,— ответил он.

Сегодня помощь в основном разработана для крупных компаний, а также для предприятий сферы услуг, деятельность которых в основном сосредоточена в крупных городах, в то время как о селах забыли, отметил депутат Андрей Панферов: «Существует градация между предприятиями малого и среднего бизнеса на селе и в городе, поскольку и удаленность, и возможности не сравнимы. Будет ли в этом направлении сделана работа?»

Министр финансов отметил, что список предприятий, которым будет оказана помощь, дополняется, критерии по включению в него организаций также меняются. «Мы предлагаем определить пул стратегических предприятий из районов. Промониторить их и впоследствии оказать помощь независимо от оборотов»,— заявил Виталий Голубенко.

Заместитель губернатора Сергей Семка не согласился с этой позицией, отметив, что уровень самоизоляции населения и меры, предпринимаемые в рамках профилактики по противодействию распространению коронавируса, в городах и селах не сопоставимы. «По всем законам, что касается инвестиций, у нас более мягкие условия для того, кто работает в селах. Но сейчас я не совсем согласен, ситуация поменялась: пропала возможность неограниченно работать в городе, в селе при этом она осталась. В поселке с численностью жителей менее 23 тыс. человек работать проще и больше таких разрешений»,— заявил он.

Из-за падения оборотов и доходов многие предприятия испытывают трудности и не могут выплачивать зарплаты сотрудникам, в результате чего люди лишились заработка и стали чаще обращаться за помощью, отметила Лариса Шашукова. Парламентарий предложила законодательному собранию возобновить адресную помощь нуждающимся. «Хочу внести предложение о том, чтобы вернуть статью затрат на оказание помощи жителям, так как обращений сегодня очень много, люди сегодня действительно в трудной ситуации. Ранее комиссионно депутатами принималось решение о помощи гражданам»,— высказалась она.

По словам Виталия Голубенко эти расходы в небольшом объеме можно организовать «через минсоцразвития».

Председатель комитета Александр Морозов согласился с предложением, а также призвал коллег принять активное участие. «Сейчас очень важно поддерживать людей, это важнейшая задача — помочь тем, кто лишен возможности зарабатывать и обеспечивать себя. Мне кажется, этот механизм нужно сделать более свободным для нас, так как через органы самоуправления — очень сложно будет сделать. Предлагаю депутатам проявить себя — организовать, собрать. Очень много людей, готовых принять участие: привезти мясо, какие-то продукты, не за деньги, а просто ради помощи. Нужно этот процесс обеспечить»,— прокомментировал депутат.

Вместе с тем парламентарии отметили, что механизм должен быть максимально доступным, без бюрократии и требований предоставления большого количества справок.

Депутаты также предложили рассмотреть меры по стимулированию экономики на будущее. В частности, речь зашла о финансировании строительной отрасли. По словам парламентариев, необходимо поддержать потенциальных заемщиков по примеру экономического кризиса в 2014 году. «Поддержка заемщиков по ипотеке должна быть конкретной: при покупке однокомнатной квартиры — 100 тыс. руб., двух — 150 тыс., трех — 200 тыс., четырех — 300 тыс. Конечно же, мы в 2014 году столкнулись с ситуацией, когда от жадности строители подняли цены при продажах на 80–120 тыс. руб. за кв. м на жилье. Поэтому сейчас важно установить потолок в 50–60 тыс. за кв. м, чтобы не выбить накопления из населения, как это было в 2014 году, после чего ждали три года, когда люди снова накопят средства»,— подчеркнул депутат Валерий Червов.

Эти и другие меры помощи региональному бизнесу депутаты законодательного собрания Новосибирской области решили обсудить совместно с правительством региона и обозначить стратегические направления на ближайшую перспективу.

Светлана Донская

Вся лента