Не сдаются

Торговые центры Новосибирска переживают не лучший период: большинство магазинов закрыты в связи с карантинными мерами, работают только аптеки, продуктовые гипермаркеты и магазины с товарами первой необходимости. Арендаторы договариваются о существенных скидках и арендных каникулах, компании говорят о мощнейших кассовых разрывах, а торговые центры прогнозируют убытки до 70%.

Фото: Владислав Лоншаков, Коммерсантъ

В Новосибирске более 150 торговых центров разного формата и размера, самые крупные из них — «Мега», «Аура», «Галерея Новосибирск», «Сибирский молл», «Сан Сити», «Эдем», «Амстердам», «Ройял парк». В большинстве из них есть крупные якорные арендаторы — «Леруа Мерлен», «Ашан», «Детский мир», «О’кей» и др. «Представители малого и микробизнеса стараются „селиться“ поближе к ним, поскольку рядом с гигантами высока покупательская проходимость»,— говорит управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева. По словам эксперта, до начала эпидемии предложений об аренде в крупных торговых центрах практически не было.

Вакантные площади

Согласно базе данных ЦИАН, на конец апреля в торговых центрах Новосибирска все еще очень мало предложений аренды торговых площадей, большая часть из них — в специализированных или районных центрах: ТЦ Baza, «Пассаж на Выборной», ТРЦ «Европа», ТЦ «Подсолнух», «Вейв Плаза», ТЦ «Калининский», ТЦ «Виндзор», ТЦ «Юпитер». Стоимость аренды в них варьируется от 5 тыс. до 30 тыс. руб. в год за 1 кв. м и зависит от инфраструктуры, места расположения и общей площади помещения.

Как заметил руководитель отдела коммерческой недвижимости агентства недвижимости «Жилфонд» Алексей Малов, пока нельзя зафиксировать четкие границы новых тенденций, так как до сих пор мы находимся в ситуации управленческого маневра. «Что видим на данный момент: мелкий и средний бизнес в сфере производства, торговли бытовыми товарами и сфере услуг, который рассчитывал зайти в новые для себя сегменты рынка, уже сейчас отказывается от этих планов. Это выражается в сокращении персонала, расторжении договоров аренды помещений. Количество вакантных коммерческих помещений начинает увеличиваться по сравнению с тем же периодом прошлого года. Сейчас этот показатель превышает объем предложения на 10%, но зафиксировать его в абсолютных цифрах и подвести итоги на данный момент будет преждевременным»,— рассказал эксперт.

По словам Алексея Малова, крупные компании ищут новые бизнес-модели: стараются сохранить персонал и клиентов, разрабатывают меры поддержки сотрудников в надежде увеличить долю рынка после завершения кризиса. При этом они ведут активные переговоры с арендодателями о пересмотре арендных ставок в сторону понижения. Если компания не пользуется помещением в полной мере, например, оно опечатано по договоренности с арендодателем, достигаются соглашения об арендных каникулах, в период которых плата не взимается.

«Мы по всей розничной сети ведем переговоры по снижению арендных платежей, в том числе и в торговых центрах. Как правило, это инициатива компании. Большинство собственников помещений идет навстречу»,— подтвердила тенденцию заместитель директора по связям с общественностью ГК «Обувь России» Наталья Паули.

Как рассказали в пресс-службе Malltech (ТРЦ «Аура»), до начала событий с распространением нового коронавируса доля вакантных площадей составляла всего 2%, а товарооборот в феврале–начале марта показывал рост 15% к аналогичному периоду 2019 года. «По итогам апреля мы прогнозируем падение выручки на 70% в сравнении с апрелем прошлого года в связи с предоставлением арендаторам скидок и рассрочек платежей. Все арендаторы обратились с запросом на отмену или снижение арендной платы. В настоящий момент мы со всеми ними ведем переговоры по размеру платежей на период закрытия и предоставляем значительные дисконты. Желающих расторгнуть договор немного: к их числу относятся небольшие несетевые магазины»,— добавили представители «Ауры».

C 30 марта, согласно постановлению губернатора, «Аура», как и другие торговые центры, принимает посетителей в режиме ограниченной функциональности: в это время работают только гипермаркет «О’кей», две аптеки, несколько операторов сотовой связи и предприятий, реализующих непродовольственные товары первой необходимости. В этот период у закрытых арендаторов ТРЦ, естественно, отсутствует выручка, в то же время им необходимо соблюдать и своевременно исполнять финансовые обязательства перед банками, арендодателем, поставщиками и подрядчиками, персоналом и прочими контрагентами. Подобная ситуация крайне негативно отражается на бизнесе, и чем дольше продлится этот период, тем более катастрофическими могут быть последствия как для арендаторов, так и для арендодателя, рассказали в пресс-службе молла.

По информации управляющей «Меги Новосибирск» Валентины Воронцовой, до введения особого режима доля вакантных площадей в ТРЦ составляла всего 1%. «С арендаторов, закрывшихся на период пандемии в соответствии с выполнением требований органов власти, Ingka Centres (ранее Ikea Centres Russia), владеющая торговыми центрами „Мега“ в России, не взимает арендную плату и сервисные сборы»,— прокомментировала она.

Уход в онлайн

Основная тенденция для всех участников рынка бизнеса — уход в интернет-пространство, ведение переговоров в формате видеоконференций или в мессенджерах, подписание контрактов дистанционно. Это справедливо и для сферы торговли.

По словам директора площадки Ozon.Marketplace Анны Калеевой, жители Новосибирска активно переводят большую часть покупок из офлайна в онлайн: к продуктам питания и товарам повседневного спроса добавилось все, что может понадобиться семье для дистанционной работы, учебы и общего досуга. Вслед за новосибирскими покупателями в онлайн уходят и продавцы: в апреле количество регистраций новых бизнесов из Новосибирска на маркетплейсе выросло уже в два раза относительно среднедневного значения марта. «Активно продают на маркетплейсе несколько сотен компаний, а в процессе заведения товаров на маркетплейс находятся еще более 500. Порядка 55% новосибирских предпринимателей на маркетплейсе — продавцы одежды, косметики и товаров для дома»,— пояснила госпожа Калеева.

В пресс-службе Malltech рассказали, что продажей товаров онлайн у них занимаются крупные арендаторы: компании федерального уровня, которые практиковали такой формат торговли и до введения режима повышенной готовности. «С точки зрения ТРЦ мы по договору аренды не можем препятствовать доступу арендаторов в свои помещения. Арендаторы, занимающиеся в этот период онлайн-торговлей, делают соответствующие заявки, сотрудники приходят в магазин, забирают необходимый товар и доставляют его покупателю через курьеров или службы доставки. При этом прямой доступ покупателей в такие магазины не допускается»,— пояснила пресс-служба «Ауры».

Уступать — дело взаимное

Эксперты не могут предсказать, как долго продлится история с частичным закрытием торговых центров, но уверены в серьезности последствий для бизнеса. Уже сейчас и у арендаторов, и у арендодателей возникли мощнейшие кассовые разрывы, платежи по обязательствам во много раз превышают получаемую выручку.

В связи с эпидемией, возможно, повторится ситуация 2015 года, когда арендаторы площадей в ТЦ начали диктовать условия арендодателям, предполагает Екатерина Косарева. «Если арендатор съедет, убытки будут гораздо выше, чем если он останется, но с некоторыми потерями для ТЦ (снижение арендной платы, заморозка платежей). Ситуация, скорее всего, будет типичной для всей России, и есть смысл договариваться с некоторыми взаимными уступками. Впрочем, предложений об аренде, скорее всего, все же прибавится и, возможно, по меньшим ставкам: не каждый небольшой бизнес в принципе выдержит простой в целый месяц, а занять вакантную площадь ТЦ будут стараться как можно быстрее»,— пояснила она.

«После снятия ограничительного режима и разрешения ретейлерам и торговым центрам работать дополнительным негативным фактором станет снижение покупательской способности населения. Именно поэтому без эффективных мер поддержки торговых центров и их арендаторов со стороны федеральных и региональных органов власти не обойтись»,— считают представители ТРЦ «Аура».

Правительство РФ уже обнародовало пакет мер поддержки представителям малого и среднего бизнеса из наиболее пострадавших отраслей, куда включена и розничная торговля. В числе действующих мер поддержки субъектов МСБ — отсрочка по всем налогам, кроме НДС, по выплате страховых взносов и по арендным платежам, приостановка проверок, автоматическое продление лицензий и разрешений, отсрочки по действующим кредитам, выдача беспроцентных кредитов на выплату зарплаты и софинансирование зарплат сотрудников при сохранении не менее 90% штата компании. В сумме стоимость принятых правительством России мер поддержки экономики составила 2,1 трлн руб.

Маргарита Решетинская

Вся лента