«Аэрофлоту» дарят Калининград

Компания вооружится госсубсидиями

Правительство в 2020 году выделит Аэрофлоту 300 млн руб. из своего резервного фонда на субсидирование полетов в Калининград. На маршруте стоят еще как минимум две частные авиакомпании — S7 и UTair, цены которых традиционно привлекательнее предложения «Аэрофлота». Но господдержка позволила последнему опустить цены ниже конкурентов при равных условиях перевозки. Эксперты считают решение Белого дома странным.

Фото: Подгорчук Александр, Коммерсантъ

Правительство выделит «Аэрофлоту» 300 млн руб. на «возмещение недополученных доходов от осуществления воздушных перевозок» на линии Москва—Калининград. Постановление за подписью главы правительства Михаила Мишустина от 17 апреля опубликовано на портале правовой информации.

Кабмин будет субсидировать авиакомпании каждого перевезенного пассажира.

Тариф «Аэрофлота» на направлении должен быть не выше цены на поездку из Москвы в Калининград в плацкартном вагоне ОАО РЖД.

В этом случае перевозчик получит от государства на каждый проданный билет 2560 руб. На ближайшие месяцы багажный билет на этом направлении на сайте «Аэрофлота» продается по фиксированной цене 4880 руб. в одну сторону, даже на рейсы, на которые осталось считанное число билетов. Таким образом, за каждый проданный билет авиакомпания получит 7440 руб. с учетом господдержки. Деньги будут выделяться ежемесячно: по итогам каждого месяца авиакомпания будет предоставлять в Росавиацию отчет о количестве перевезенных пассажиров, исходя из чего регулятор будет рассчитывать сумму субсидии. По итогам года «Аэрофлот» должен перевезти на линии 114 тыс. человек, говорится в постановлении.

Подобная схема применяется властями впервые. Ранее «Аэрофлот» получал только субсидии по постановлению №215 за перевозку льготных категорий граждан (моложе 23 лет, старше 60 лет, многодетные семьи). Субсидирование перевозки льготников в Калининград сохранится и на 2020 год, оно будет учитываться отдельно от «возмещения недополученных доходов».

На данный момент «Аэрофлот» уже может конкурировать по цене с S7 и Utair, хотя считается более дорогой авиакомпанией с премиальным сервисом. На 1 мая S7 продает багажные возвратные билеты по цене 5835 руб., Utair — по цене 6185 руб., то есть дороже, чем у «Аэрофлота». Впрочем, S7 и Utair также продают безбагажные билеты по 4635 руб. и 4685 руб. соответственно, что при высокой эластичности спроса может склонить выбор пассажира в их пользу, если он готов лететь без багажа.

В прошлом году Владимир Путин поручил правительству выделить авиакомпаниям из резервного фонда 23,5 млрд руб. на компенсацию роста цен на авиакеросин в 2018 году. Кабмин тогда не смог изыскать эти средства.

Источники “Ъ” в авиаотрасли считают решение правительства первым сигналом к тому, что поддерживать в наступивший кризис власти будут именно «Аэрофлот».

«Сегодня в авиации конкуренции никакой нет, и рынка тоже»,— говорит собеседник “Ъ” в отрасли. Глава Infomost Борис Рыбак считает странным решение государства поддержать только одного перевозчика на линии при наличии у него конкурентов.

Герман Костринский

Вся лента