В Австралии коронавирус лечат виртуально

Можно ли назвать такое лечение эффективным

В Австралии зараженных коронавирусом лечат в виртуальной больнице. Пациентам, поступающим в отделение скорой помощи с симптомами COVID-19 легкой и средней тяжести, вместо госпитализации выдают устройство дистанционного мониторинга и отправляют под наблюдение домой. Таким образом освобождаются места для более тяжелых больных, и медперсонал не отвлекается на внешние выезды. Насколько эффективным окажется онлайн-лечение? И что мешает перенести этот опыт в Россию? Выяснял Николай Долгополов.

Фото: Loren Elliott, Reuters

Первую виртуальную больницу для пациентов с коронавирусом тестируют в австралийском штате Новый Южный Уэльс. Если у пациента обнаруживают начальную степень заболевания, его сразу не госпитализируют, а снабжают устройством мониторинга, которое надевается на запястье, и помещают на домашний карантин.

Прибор передает основные показатели функционирования сердца и легких в виртуальное отделение больницы. Врачи же при поддержке искусственного интеллекта контролируют эти показатели онлайн и в случае ухудшения состояния больного могут запросить его госпитализацию. Такая система значительно снижает нагрузку на врачей и действующие больницы, уверена сопредседатель Комитета «Пациентоориентированная телемедицина» Всероссийского союза пациентов Ирина Каргальская:

«Если пациент ежедневно с помощь специального очень простого медицинского мессенджера общается с лечащим врачом, измеряя всего лишь температуру, оценивая свой пульс, оценивая свой кашель, то по этим стандартным вопросам, оценка которых также производилась бы автоматически, врач мог бы делать вывод, как себя чувствует пациент. Согласитесь, одноминутный просмотр тепловой карты пациента совершенно не сопоставим по затраченному времени с визитом в ту же самую квартиру и с риском, которому подвергается участковый терапевт, приходя в квартиру к больному человеку».

Вряд ли австралийский опыт будет на 100% эффективным, поскольку нет статистики, на основании которой искусственный интеллект мог бы принимать решения, обостряется или нет состояние пациента. Но такие данные должны быстро сформироваться, считает гендиректор компании «Дистанционная медицина» Матвей Малкин. Кроме того, чтобы наблюдать за больными дистанционно, нужна система.

«Важно отметить три составляющих. Это врачи-диагносты, которые будут полученные данные анализировать и готовить некую аналитику для лечащего врача, который принимает решение, что с этим больным делать дальше. Второе — нужны операторы, которые будут отслеживать то, что пациент своевременно выполняет ту программу наблюдения, которая предусмотрена лечащим врачом. Так же нужны технические специалисты, которые смогут обеспечить техническую поддержку тех медицинских изделий, которые находятся у больных. Важным моментом являются сами по себе медицинские изделия. Крайне важно, чтобы приборы были оснащены передающим модулем GSM-овским, это дает возможность не зависеть от пациента, от возможностей соединения, от наличия у него смартфона и так далее», — подчеркнул Матвей Малкин.

В России существует телемедицина, и стоимость услуг виртуального доктора намного привлекательнее в сравнении с частными клиниками. В среднем поход к специалисту обойдется в 1800–2500 рублей, а у онлайн-врача можно проконсультироваться за 800. В ситуации с коронавирусом важно отследить критическое ухудшение состояния пациента и экстренно госпитализировать его в случае тяжелой пневмонии. Именно отсутствие устройств для персональной диагностики мешает внедрению австралийской практики в России, полагает руководитель направления цифровой медицины компании «Инвитро» Борис Зингерман:

«Очень важно контролировать частоту дыхания и насыщения крови кислородом. Эти два параметра достаточно легко контролируются домашними гаджетами, которые встроены в определенные модели спортивных часов.

Проблема состоит в том, что, к сожалению, на нашем рынке нет большого количества таких приборов, имеющих регистрационные удостоверения как медицинских изделий, и поэтому у нас в этой ситуации достаточно сложно это применять.

Я не думаю, что и в Австралии их достаточное изобилие, но для одной экспериментальной телемедицинской больницы этого достаточно. Все остальные ресурсы у нас есть и могут быть запущены».

В Москве уже реализован огромный колл-центр, который консультирует пациентов с коронавирусом. Фактически специалисты дистанционно ведут пациентов на дому, по симптомам определяют текущее состояние человека и стоит ли ему обращаться за медпомощью. Если же в ближайшее время появятся качественные медицинские изделия, которые позволят четко распознавать развитие заболевания, большое количество людей можно будет перевести из стационаров на домашний контроль.

Медики говорят, что при помощи телемедицины диагноз можно только заподозрить, то есть получить предварительную картину состояния больного, но дистанционно можно принять решение о вызове врача. И возможно это кому-то спасет жизнь.

Как пишет “Ъ”, в Эстонии, которая является лидером по цифровизации здравоохранения в мире, любой пациент в аптеке со специального терминала может запросить продление рецепта. И врач дистанционно сможет подтвердить запрос в течение пяти минут.

Николай Долгополов

Вся лента