Двигатель торговли остановился

Рекламисты Ульяновской области просят спасти отрасль и ее работников

Ульяновские компании, занимающиеся наружной рекламой, просят правительство региона помочь отрасли избежать развала, массовых сокращений и банкротства компаний. Они отмечают, что следом за остановкой бизнеса остановились и рекламные платежи, рекламодатели, ссылаясь на форс-мажор, расторгают договоры, новых заявок на рекламу нет. В то же время мэрия, ссылаясь на отсутствие наружной рекламы среди видов деятельности, пострадавших от ситуации, связанной с COVID19, отказывается отменять плату по договорам размещения рекламных конструкций. Региональный бизнес-омбудсмен считает, что решение обязательно должно быть найдено, поскольку остановка всех видов бизнеса привела и к логичному падению рынка рекламы.

Рекламисты сообщают, что вслед за остановкой бизнеса полностью остановилась и их деятельность

Фото: Юрий Нестеров, Коммерсантъ

Руководители шести крупнейших компаний Ульяновска, занимающихся наружной рекламой («Маркет Люкс», «Виз-Арт», «ХХI век», «Волга аутдор», «Стрит Лайн», «Талант»), направили главе региональной государственной Корпорации развития промышленности и предпринимательства (КРПП) Руслану Гайнетдинову (как фактическому члену регионального кабмина) обращение, в котором просят спасти отрасль и их компании от массовых сокращений штатов и банкротств.

Как отмечается в обращении, на фоне развития ситуации с распространением нового коронавируса и мер, принимаемых органами власти, «более 90% клиентов отказываются от оплаты рекламных услуг в полном объеме», а сохранившиеся клиенты «готовы размещать рекламную информацию лишь при оплате 50% от реальной стоимости услуги». Рекламисты отмечают, что «непринятие незамедлительных мер господдержки приведет к необратимым последствиям для бизнеса и региона» — невыплате зарплаты, сокращению до 70% штата сотрудников и к банкротству компаний. Они просят отменить платежи по договорам на установку и содержание рекламных конструкций с 1 апреля по 30 сентября 2020 года, снизить на 50% платежи по этим договорам с 1 октября до конца года, отсрочить для компаний наружной рекламы оплату УСН и отменить остальные региональные налоговые платежи. В свою очередь, если будут приняты меры поддержки, рекламисты пообещали «направить все усилия для оказания поддержки своим клиентам», в том числе «путем изменения ставок по заключенным договорам».

Как пояснил „Ъ“ представляющий интересы сообщества рекламистов (в прошлом входивших в региональную ассоциацию коммуникативных агентств НП «АКАУ») руководитель компании «Талант» Алексей Кузнецов, в связи с принятыми мерами по противодействию распространению нового коронавируса прекратили работу главные поставщики рекламы — концертные залы, рестораны, турфирмы и др. Кроме того, даже работающие компании сейчас экономят на всем и отказываются от рекламы, ссылаясь на то, что трафик проезда автомобилей и прохода граждан по улицам города упал почти до нуля, «и никакая наружная реклама в таких условиях не ­работает».

По словам господина Кузнецова, «рекламодатели, ссылаясь на форс-мажор, просто отказываются от этих мест», заявок на расторжение договоров по разным компаниям — 70–90%, «а новых заявок на размещение рекламы нет вообще», выручка упала более чем на 80%, те, кто еще не расторг договор, просто не платят, ссылаясь на отсутствие средств, или просят отсрочку и значительные ­скидки.

«Наши компании обращались в мэрию с просьбой хотя бы дать скидку по договорам на рекламные конструкции, но получали ответы, что это невозможно, поскольку эта отрасль не попадает по ОКВЭД в число пострадавших»,— сказал господин Кузнецов, заметив, что платежи муниципалитету по договорам как раз и составляют главные расходы рекламистов, для разных компаний от нескольких десятков тысяч рублей до полутора миллионов рублей в месяц. По его словам, в этих условиях рекламные агентства пока еще пытаются сохранять свои кадры, отправляя их в неоплачиваемые отпуска и экономя на каких-то других направлениях, «но, учитывая специфику деятельности, особо экономить не на чем». «Основные расходы компаний, занимающихся наружной рекламой,— платежи муниципалитету и содержание рекламных конструкций с текущим ремонтом. Приходится экономить на содержании, например, пока не можем их обновить и покрасить к майским праздникам, но долго оставлять без текущего ремонта тоже нельзя, поскольку чревато новыми опасностями»,— сказал Андрей Кузнецов, добавив, что этот бизнес сильно зависит от кризисов, и «как только бизнес начинает переживать трудности, так и следом за ним рушится и реклама».

В правительстве региона с обращением уже ознакомились. Глава КРПП Руслан Гайнетдинов пояснил, что изначально наружная реклама не была включена в перечень видов деятельности, по которым будет осуществляться поддержка. «Дело в том, что туда вошли те, кому государство запретило работать. А здесь работать ничто не мешало, билборды никто с улиц не убирал. Но подтверждаю, что от экономического кризиса в первую очередь всегда страдают стройка и реклама, потому что это то, от чего можно быстро отказаться»,— заметил господин Гайнетдинов. По его словам, сейчас готовятся документы по отмене платежей за аренду государственного и муниципального имущества на три месяца, и по аналогии можно было бы отменить платежи за рекламные конструкции. «Предложения рекламистов логичные, но у них не договоры аренды, поэтому надо будет садиться и обсуждать. Но надо сохранить отрасль и работающих там людей. Это и социальный вопрос, только в наружной рекламе это сотни человек, включая смежников. Думаю, уже завтра проведем консультации с руководством Ульяновска».

К решению проблемы намерена подключиться и региональный бизнес-омбудсмен Екатерина Толчина, заметившая, что «решение обязательно должно быть ­найдено».

Президент Национальной ассоциации визуальных коммуникаций (НАВК, Москва) Елена Михайлова пояснила „Ъ“, что НАВК сейчас готовит документы и направляет в правительство и в региональные органы власти свои предложения: «Главное — чтобы на правительственном уровне этот вид деятельности включили в перечень отраслей, пострадавших в результате пандемии, а на уровне регионов и муниципалитетов — чтоб освободили операторов от платы за установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Если не будет мер господдержки, к концу года эта сфера достигнет критической точки падения с последующими банкротствами и ­увольнениями».

Сергей Титов, Ульяновск

Вся лента