Евгений Савченко позвал на работу

Белгородские предприниматели возвращаются к прежней деятельности

Губернатор Белгородской области Евгений Савченко первым среди коллег в Черноземье разрешил работать «в прежнем режиме» большинству предприятий региона, чтобы не допустить стагнации экономики. Запрет остается действительным для компаний из сфер услуг и развлечений, а также для торговых центров. В других областях макрорегиона власти пока решили запустить отдельные отрасли. Эксперты предупреждают, что в условиях стагнации мировой экономики и падения спроса «запуск ради запуска» может привести к убыткам и усугублению эпидемиологической обстановки.

Глава Белгородской области Евгений Савченко намерен не допустить стагнации экономики в условиях борьбы с вирусом

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

О разрешении работать большинству белгородских компаний губернатор Евгений Савченко сообщил на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» вечером 8 апреля. Этому предшествовало совещание президента Владимира Путина с главами регионов. «Задача — не допустить стагнации экономики. Мы возвратим к работе в прежнем режиме большинство наших предприятий и организаций, прежде всего малого и среднего бизнеса. Но при работе надо обеспечивать дистанцию до 1,5 м, ежедневно измерять температуру у работников, проводить дезинфекцию, безопасно доставлять сотрудников к месту работы и обратно», — рассказал господин Савченко. Утром 9 апреля были опубликованы соответствующие постановления облправительства.

В одном из них прописано, что компании «независимо от организационно-правовой формы и форм собственности, а также индивидуальные предприниматели» вправе осуществлять свою деятельность, за исключением организаций, которые приостановлены иными документам. Второе постановление уточняет, кому работать по-прежнему запрещено. Это ночные клубы, кинотеатры и прочие досуговые заведения, общепит, а также торгово-развлекательные центры (кроме аптек и магазинов, продающих зоотовары, продовольственные и непродовольственные товары первой необходимости) и ряд предприятий в сфере услуг: кальянные, ломбарды и микрофинансовые организации, косметические и спа-салоны, бани, солярии, фитнес-центры и иные объекты, «в которых оказываются подобные услуги, предусматривающие физическое присутствие гражданина». Исключениями являются доставка и медицинские услуги.

Белгородчина первой в Черноземье максимально свободно воспользовалась предоставленным правом самостоятельно определять, кто может начинать деятельность. В других регионах разрешать работу стали с начала уходящей недели, но более сдержанно. К примеру, в Воронежской области подготовили перечень организаций, которые могут начать работу, теперь его собираются дополнить списком системообразующих предприятий. Такой документ подготовлен в Курской области: в него включены 97 федеральных и региональных компаний. Кроме того, в регионе есть перечень разрешенных видов деятельности, а также расширен перечень непродовольственных товаров первой необходимости, куда включены среди прочего топливо, стройматериалы, электрооборудование, удобрения и очки. Это также позволяет открыться части магазинов.

В Липецкой области предприятия пишут заявления о разрешении на работу на основании федеральных документов. На вечер 9 апреля власти разрешили работать 504 организациями и индивидуальным предприятиям. Отдельным постановлением в Липецкой области снято временное ограничение на работу химчисток, парикмахерских, магазинов оптики, нотариальных и адвокатских контор, а также по продаже газет и журналов. По данным “Ъ-Черноземье”, сейчас также рассматривается возможность открытия ярмарок. Властям Орловщины, по данным облправительства на 8 апреля, поступило 2,5 тыс. уведомлений о начале работы и 1,5 тыс. заявлений на осуществление деятельности. В Тамбовской области помимо компаний из списка системообразующих разрешение на работу могут получить застройщики, аграрии, нотариусы, страховщики, СМИ, автосервисы и экспортеры.

Курирующий экономику вице-губернатор Белгородской области Олег Абрамов пояснил “Ъ-Черноземье”, что решение о разрешении деятельности принималось исходя из возможностей бизнеса обеспечить безопасность и соблюсти все необходимые санитарные нормы. «Мы разрешаем только там, где можно максимально сократить риск заболевания, поэтому торговые центры, например, по-прежнему не работают», — сказал чиновник. По словам господина Абрамова, у бизнеса есть желание работать и, главное, сохранить людей, потому что «вновь набрать трудовой коллектив после всего может быть сложно». Власть же идет навстречу предпринимателям, понимая, что экономика терпит многомиллиардные убытки. В правительстве Воронежской области отметили, что в первую очередь решили запустить отрасли, которые дают экономике мультипликативный эффект.

Аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов отмечает, что на большинстве промышленных предприятий ограничения затронули «только офисных работников», так как срок условного карантина был слишком короткий для приостановки производства. «Организации, занятые в сфере энергетики, транспорта, производства продуктов, здравоохранения, связи и много другого, деятельность, в общем-то, и не приостанавливали», — считает господин Антонов. По его мнению, ни введение ограничений, ни их частичное снятие малый бизнес существенно не затронули «именно с точки зрения организации»: «Те, кто занят в сфере услуг, по-прежнему будут нести убытки, те, кто занимался розничной торговлей продуктами, свою деятельность не приостанавливал, ну а те, кто занят в продажах товаров длительного пользования, по большей части перешли на формат онлайн-торговли и доставки.

Для них главная проблема по умолчанию — это не невозможность работать из офиса, а снижение доходов населения».

Аналитик полагает, что некоторым промпредприятиям власти предложили запустить производства, «но не объяснили, зачем именно». «Для региональных властей это, очевидно, выглядит мерой поддержки бизнеса, который оказался в непростой ситуации: производство стоит, а зарплаты выплачиваются. Но экономика субъектов РФ и всей страны не существует в вакууме. Смысл производства условных колесных пар для вагонов есть только при наличии спроса со стороны производителя вагонов, который, в свою очередь, выпускает столько вагонов, сколько у него готова купить транспортная компания. А если спроса нет на конечный продукт, то этого спроса не будет и по всей цепочке производства», — объяснил эксперт. По словам господина Антонова, в условиях очередного глобального кризиса пуск производства ради пуска «формирует дополнительные риски убытков». «Помочь выйти из кризиса такая мера не может, а вот усугубить неблагоприятную эпидемиологическую обстановку в регионах — вполне», — предупредил он.

Александр Прытков

Какие черноземные компании первыми начали деятельность в нерабочий период

Власти разрешили работать застройщикам, аграриям и промышленным предприятиям

Читать далее

Вся лента