Подарочное создание

Елена Кананыкина об арт-объектах

Дизайнерская вещь станет отличным презентом для эстетов и ценителей красоты. Рецепт «идеального блюда» складывается из небанальной идеи, «гарнированной» виртуозным исполнением и — по возможности — ручным производством. Оригинальности добавит персонализация объекта, едва ли не главный из современных трендов в дизайне: сегодня крупные бренды любят оформлять предметы, выпускающиеся большими партиями, специально для клиента. Такой подход позволяет почувствовать себя участником творческого процесса, дает ощущение сопричастности и автоматически добавляет предмету эмоциональной ценности.

Подарочный набор из шести бокалов для вина Wine Therapy, Baccarat, хрусталь

Многие текстильные фабрики призывают клиента придумать свой дизайн ткани для обивки дивана или кресла. В России такое предложение можно получить от «Мануфактуры Балина», представляющей бренд the.DOT.home. Французский дом Pierre Frey также приглашает совместно со специалистами доработать дизайн под конкретный проект. Например, добавить вышивку в виде рук на знаменитое кресло с Daydream Papa Bear, как предложил сделать дизайнер Пьер Йованович. Художники английского бренда de Gournay могут подогнать ручную роспись обоев специально под интерьер — скажем, изобразить какую-то конкретную птицу или добавить определенное соцветие. Старинная флорентийская фарфоровая мануфактура Richard Ginori в рамках проекта Corona Monogram принимает заказы на сервизы с монограммой, придуманной специально для заказчика (или им самим). Дизайнеры разработали шрифты, виньетки и вензеля, скомбинировав которые можно составить свой фамильный знак или создать одну монограмму на двоих из парных инициалов.

Еще один вариант найти для подарка что-то по-настоящему оригинальное — отслеживать в коллекциях старейших фабрик современные переиздания исторических раритетов, вышедшие ограниченными тиражами. Так, например, в рамках проекта Haute Couture французская хрустальная мануфактура Baccarat перевыпустила пять архивных предметов в количестве 25 экземпляров. Над коллекцией работали мастера со стажем не менее 15 лет, все — обладатели звания «Лучший ремесленник Франции». Среди образцов есть, например, такая уникальная вещь, как дегустационный барный набор «Павильон» — уменьшенная копия хрустального «Храма Меркурия», созданного мастерами Baccarat для Всемирной выставки в Париже в 1878 году. Хрустальный бренд Lalique, как дань уважения наследию основателя мануфактуры Рене Лалика, перевыпустил барный набор 1920-х из сатинированного хрусталя Wingen, названный в честь поселка в Эльзасе, где по сей день находится фабрика. В комплект вошли бокалы для виски, ведерко для льда, декантеры, щипцы для льда, пепельница — все предметы украшены изящной резьбой, имитирующей складки гофре.

Совместные проекты с известными художниками — еще один козырь известных компаний и, конечно, дарящего. Набор столовых приборов Mood от Christofle в оригинальном яйцевидном кофре пережил несколько перевоплощений — свою версию предложил даже Карл Лагерфельд. Посеребренный вышел ограниченным тиражом и вызвал новый всплеск интереса к предмету. Любопытна и серия для миллениалов, созданная в сотрудничестве с рэпером Фарреллом Уильямсом и шеф-поваром Жаном Ибером — ярко-желтый футляр с изображением фигурок семей, которым Фаррелл и Жан подают закуски. Авторы рассказывают, что им хотелось поразмышлять на тему популярной концепции sharing (от англ. «делиться»): «Понравилось — передай другому, раздели со мной эту эмоцию». Коллекция столовых приборов и мини-версия набора только из кофейных ложечек вышли тиражом в 500 экземпляров.

Впрочем, хороши и привычные сценарии. Купленная в путешествии в местном магазинчике или крупном концепт-сторе авторская керамика или художественное стекло могут стать приятными презентами. Не стоит, выбирая подарок, пренебрегать антикварными магазинами и блошиными рынками (как известно, в холле квартиры основательницы бренда Missoni Розиты Миссони центральное место занимает антикварная копия уменьшенной в размерах Эйфелевой башни с парижского Marche Biron, переделанная в светильник).

Если вы решили приобрести объект коллекционного дизайна в художественной галерее, стоит побеседовать с профессиональным консультантом, в идеале сотрудничающим напрямую с автором или с выбранной галереей. Важно не только имя автора — обращайте внимание на тиражность и провенанс вещи. И будьте готовы к тому, что уровень цен на коллекционный винтаж может выражаться семизначными цифрами. Это не массовый дизайн, который продается в мебельных шоурумах, а инвестиция в искусство, и подход должен быть соответствующим.

Елена Кананыкина

Вся лента