10 альбомов марта

Выбор Бориса Барабанова

 

Граймс Miss Anthropocene

Самая большая претензия, которую предъявляют первому за пять лет альбому Граймс (настоящее имя — Клер Буше),— эклектичность. В этой большой работе действительно очень много всего намешано. При желании Граймс могла бы составить из этих песен два или три альбома. Один — футуристический, с киберпанк-героиней, пробирающейся сквозь враждебные каменные джунгли. Другой — поп-роковый, записанный кем-то вроде Аврил Лавин эпохи блокчейна. Третий — трип-хоповый, с изрядным влиянием стиля ethereal. Все разнообразие стилей объединено в альбоме «Miss Anthropocene» основательно обработанным голосом Клер Буше, за которым прочитывается героиня какого-то пока еще не снятого аниме. Собственно, сама певица в каком-то смысле — гостья из будущего. Большинству землян, вероятно, сложно понять, каково это — быть девушкой Илона Маска и ждать от него ребенка. То есть фактически жить на несколько шагов впереди остального человечества. Впрочем, в музыке Граймс многое взято и из прошлого, конкретнее — из 1990-х. Ностальгия, условно говоря, по старой «Матрице» в альбоме прекрасно сочетается с ожиданием новой.

Издатель 4AD
https://www.grimesmusic.com/


Анна Зосимова и Петар Мартич Песня — это праздник

Петар Мартич — лидер группы «Пасош», для поколения фестиваля «Боль», можно сказать, икона. Ни к Лене Зосимовой, ни к ее папе-медиамагнату Анна Зосимова отношения не имеет. Она записывает задиристый и опасный рэп под вывеской группы «На лицо». Пластинку «Песня — это праздник» продюсировал Евгений Горбунов, создатель групп NRKTK, Glintshake и др. Сложно представить себе людей, более далеких от русского шансона. Тем больше интригует идея записать их силами альбом, соответствующий канонам жанра. Голос Анны Зосимовой в целом близок поставленной задаче, хотя вряд ли ЦА данного жанра станет сочувствовать ее лирической героине — для этого в нем все же маловато алкогольного надрыва и тяжкой бабьей доли. Петар Мартич к жанру так и не приблизился, он словно напевает куплеты, предназначенные для кого-то другого. Скажем, для Миши Крупина, который в похожем по замыслу прошлогоднем проекте Юрия Бардаша «Коррупция» добился полной аутентичности. На радио «Шансон» песни Анны и Петара вряд ли возьмут. Но как удачный постмодернистский опыт альбом вполне может быть засчитан.

Издатель Домашняя работа
https://vk.com/public181186049


Кинг Крул Man Alive!

За семь лет активной карьеры Кинг Крул (настоящее имя — Арчи Айван Маршалл) выпустил всего четыре полноформатных альбома, что по нынешним временам — мизер. Тем более — для артистов его возраста. В возрастной категории 20+ у музыкантов нынче правило — регулярно снабжать аудиторию контентом, а промедление смерти подобно. Удивительно, но за эти годы никто так и не смог приблизиться к Кингу Крулу в том, что касается зябких и тревожных урбанистических аранжировок. В прошлом альбоме «The OOZ» (2017) пару Кингу Крулу чаще всего составлял сорвавшийся с цепи саксофон. Теперь, в «Man Alive!», музыкант словно берет всю ответственность на себя, используя в самых драматичных фрагментах практически только свой голос. Несмотря на всю самобытность Кинга Крула как явления, все равно мало кто предполагал, что он может так жестко и остервенело атаковать слушателя при помощи только лишь голосовых связок. Происходит это в первой половине альбома. В середине работы над «Man Alive!» Кинг Крул узнал, что его подруга беременна, и решил уехать с ней из Лондона на северо-запад Англии. Так альбом стал прощанием со столицей.

Издатель XL Recordings
https://kingkrule.net/


Альянс Космические сны

После прошлогоднего скачка из категории «хорошо забытое старое» на позицию «героев YouTube» музыканты московской группы «Альянс» решили не сбавлять темп и выпустили новый альбом. «Космические сны» — это семь треков Игоря Журавлева и его коллег, созданные в разные годы и впервые записанные в период большого камбэка группы. В системе российских музыкальных координат «Альянс» — это «русский рок». Но такая характеристика — чистая формальность. Достаточно послушать открывающую альбом вещь «Навстречу холодному свету», явно вдохновленную «New Year’s Day» U2, «Ну, с Богом!», сделанную по заветам Duran Duran, или заглавный летний трек, чтобы понять, что группа создает чистопородный нью-вейв и синти-поп, заполняя эту практически пустующую в России нишу. Самая неожиданная вещь на альбоме — «Горе не беда». В ее записи принял участие Шура Би-2, в ней слышны отголоски «Кино» и «Аукцыона», и вот она как раз — готовая классика русского рока. Щемящее чувство неопределенности досталось ей от 1990-х, когда делались первые наброски. А целеустремленный драйв — вполне сегодняшний.

Издатель Альянс
https://vk.com/alliancebandmoscow


Анна Калви Hunted

Певица, гитаристка и скрипачка Анна Калви пригласила на запись своего нового диска Шарлотту Генсбур, Джули Холтер, Кортни Барнетт и солиста Idles Джо Тэлбота. Столь представительная компания собралась, чтобы помочь Анне Калви переосмыслить песни из ее не такого уж давнего альбома «Hunter» (2018). В «Hunter» Анна Калви исследовала гендерные проблемы в одиночку, на новом альбоме она пригласила к разговору музыкантов, которым есть что сказать на эту тему. От старых аранжировок остались только голос и электрогитара. Джулия Холтер придумала для «Swimming Pool» готическое многоголосие. Шарлотта Генсбур добавила в «Eden» вкрадчивый полушепот. Кортни Барнетт нашла в «Don’t Beat The Girl Out Of My Boy» пространство для своей пластичной певческой манеры. Джо Тэлбот превратил боевик «Wish» в протяжную элегию. В целом же женская инкарнация Джими Хендрикса, каковой многие считают Анну Калви, в «Hunted» предстала в образе достойной преемницы Патти Смит. И показала, что работу над альбомом, как и ремонт в квартире, невозможно закончить, а можно только остановить.

Издатель Domino
https://annacalvi.com/


ИЛ Черные полосы

Участник а-капелла-группы Jukebox Trio Илья Иванов выпустил дебютный альбом своего сольного проекта ИЛ. Отчаянный меломан, кавер-мейкер и поклонник всевозможного зарубежного музыкального продукта, он, к счастью, выбрал для своей первой пластинки родной язык. Стихи с «Черных полос» могут нравиться или бесить, но они, по крайней мере, понятны. Предсказуемый локомотив альбома — песня «Соня», записанная вместе с музыкантом по имени Zoloto, открытием прошлого года. Ритмическая сетка в духе Beastie Boys и «Мальчишника» плюс цепляющий припев должны сделать «Соню» максимально узнаваемой — и концертные исполнения это подтверждают. Однако в студийном воплощении этой, как и других песен, господин Иванов разрывается между желанием завести толпу и собственными симпатиями к бесстрастному инди и трип-хопу. С одной стороны, певцу хочется налить чего-то горячительного, чтобы он наконец-то ушел в полный отрыв. С другой — у его «Черных полос» определенно есть свой звук. Его ни с кем не перепутать, и это вообще самое важное.

Издатель Navigator Records
http://www.jukeboxtrio.ru/


Пэт Метини From This Place

На Пэта Метини в России практически молятся как на символ виртуозного и изысканного исполнения, выходящего далеко за рамки гитарного джаза. Много кто мог бы занимать это место в пантеоне богов, сложившемся у здешних меломанов,— да хоть бы даже Джон Скофилд, в последний момент отменивший из-за коронавируса поездку на фестиваль «Триумф джаза». Но боготворят Пэта Метини. Этот выбор объяснить трудно. Россияне любят в музыке мелодизм, лиризм и драму, а музыка Пэта Метини, при всей ее технической безупречности, обычно суха, ровна и математична. Даже в дуэтах с Джоном Зорном и Орнеттом Коулменом он скорее дает коллегам-экспериментаторам монохромный фон, нежели участвует в опытах. Новый альбом «From This Place» — это безмятежный, идеально сыгранный материал, на фоне которого выделяется щемящая пьеса «The Past In Us» с лидирующей губной гармошкой Грегуара Марета и заглавная пьеса альбома с голосом Мешел Ндегеочелло. А финальная «Love May Take Awhile», словно взятая из старого голливудского фильма, дает альбому необходимую дозу классического оркестрового джаза.

Издатель Nonesuch
https://www.patmetheny.com/


IOWA #Людимаяки

Материал первых двух альбомов белорусской группы IOWA настолько глубоко въелся в отечественное бессознательное, что сам факт выпуска группой какой-то новой музыки представляется абсурдом. Что еще можно сказать после «Улыбайся», «Мамы», «Маршрутки» и еще десятка песен, которые в наших краях любой подхватит с любого места? Между тем у IOWA хорошая биография, переплетающаяся с историей белорусской и петербургской альтернативной сцены. А вокалистка Катя Иванчикова не прочь продемонстрировать таланты, выходящие далеко за рамки поп-мейнстрима. На новом альбоме «#Людимаяки» слышно желание занять пустующую нишу стадионного поп-рока, показать публике, что на русскоязычных территориях возможны свои Imagine Dragons, Bastille и Холзи. Спросом, скорее всего, будут пользоваться максимально органичные для здешнего радиоэфира вещи типа «В танце». Но оздоровительный эффект оказывают песни, предназначенные для хорового исполнения. И строчки вроде «Каждое утро в новой борьбе. Если ты не сдался, маякни мне» очень кстати именно сейчас.

Издатель Первое музыкальное
https://vk.com/iowa


Tiger Cave Cemetery Of Dreams

Tiger Cave — дуэт продюсера и автора песен Кирилла Фурманчука и его одноклассника, гитариста Басты и «Бомж Трио» Николая Сарабьянова. О группе заговорили в 2018 году, когда она стала активно «разогревать» западных гастролеров и выпустила насыщенный адреналином альбом «A Place In The Sun». С тех пор в их жизни случилось выступление в Лужниках с Muse и большой эфир на «Квартирнике Евгения Маргулиса». Музыку Tiger Cave проще всего характеризовать как «поп», но поют музыканты по-английски и структура песен далека от сегодняшних коммерческих стандартов. Так что внимание концертных компаний и массмедиа к Tiger Cave — результат их безупречного владения ремеслом. На концертах Фурманчук и Сарабьянов, виртуозно управляясь с различными электронными девайсами, вдвоем обеспечивают все аранжировочное многообразие, зафиксированное в студии. Впрочем, аудиозапись не способна передать эту сверхспособность группы, и слушатели оценивают прежде всего сами новые песни. Они звучат как мастер-класс сонграйтинга. Не хватает только здоровой доли хулиганства, которая заставила бы полюбить Tiger Cave всем сердцем.

Издатель T.C.
http://tigercave.com/


Женя Любич Во весь голос

Петербургская певица Женя Любич очень долго искала звук для своего третьего полноформатного альбома и в конце концов отложила его в сторону, чтобы заняться чем-то совершенно другим. В ноябре 2019 года в стенах нового петербургского книжного магазина «Во весь голос» она записала и сняла на видео одиннадцать песен, сочиненных на стихи поэтов-классиков — от Роберта Бёрнса и Гавриила Державина до Владимира Маяковского и Николая Асеева. В результате этой авантюры стихи Маяковского («Кино и вино») зазвучали как блюз, Лермонтов оказался идеальным поэтом для поп-рока («Небо и звезды»), а «Баллада о прокуренном вагоне» Александра Кочеткова получила новое мелодическое прочтение, принципиально отличное от прочих песен на эти стихи. Но главным достижением Жени Любич стал звук альбома: добавив в аранжировки арфу и балалайку, певица получила сумрачный, почти готический саунд с отчетливым фольклорным акцентом. До сих пор в эту сторону у нас смотрел, кажется, только Борис Гребенщиков в «Русском альбоме».

Издатель Aerosound
http://jenialubich.com/

Вся лента