Перед углем расстилают БАМ

Правительство обеспечит вывоз в особом режиме

Правительство готово расширять БАМ и Транссиб по «олимпийской» схеме, то есть в особом режиме и через специальные законы. Между тем Восточный полигон ОАО РЖД уже становится особой зоной: ОАО РЖД и угольщики Кузбасса договорились о гарантированной отгрузке в этом направлении до конца года на экспорт 53 млн тонн угля. Это беспрецедентное с организационной точки зрения решение предполагает введение квот для ограниченных пропускных мощностей и может быть поддержано госсубсидиями.

Фото: Александр Ведерников, Коммерсантъ

ОАО РЖД 18 марта подписало с Кузбассом соглашение о взаимодействии по обеспечению перевозки продукции региона в 2019–2035 годах. В 2020 году грузоотправители Кузбасса предъявят, а ОАО РЖД перевезет не менее 53 млн тонн угля в восточном направлении на экспорт и 3,55 млн тонн — во внутрироссийском сообщении. Гарантом загрузки выступит губернатор Кузбасса Сергей Цивилев. В прошлом году такая попытка уже делалась, но система коллективных гарантий не сложилась, в том числе потому, что губернатор не может влиять на производственные планы компаний. Когда уже в конце года ОАО РЖД согласилось применять скидку при гарантии объемов, компании сами не смогли их набрать.

В этот раз все будет организовано иначе. Как сообщил глава ОАО РЖД Олег Белозеров, правительство поддержало систему квотирования. Речь идет о методике распределения ограниченных пропускных способностей БАМа и Транссиба между видами грузов и их владельцами, которая должна быть согласована Минтрансом и Минэнерго к 20 марта. Методика Минтранса в том виде, в котором она обсуждалась на совещании на прошлой неделе, предполагает, что уголь идет предпоследним, пропуская вперед перевозки гуманитарного и военного характера, грузы для госнужд, маршрутизированные перевозки, нефтегрузы, зерно и продовольствие. Минэнерго предлагает 50% угольных заявок согласовывать в обычном порядке, а остальные 50% — пропорционально поставкам по незагруженным направлениям (угольщики предлагали за один вагон, отправленный на низкорентабельный Северо-Запад, пропускать один вагон на прибыльный Восток). В Минтрансе “Ъ” пояснили, что методика готовится к принятию.

Доходная ставка по перевозкам угля на дальние расстояния у ОАО РЖД одна из самых низких: по экспортному углю — 1,81 руб. за 10 тонно-километров против 4,32 руб. в среднем по сети.

Монополия не раз выступала за выравнивание дисбаланса. Как сообщил Олег Белозеров, 18 марта «приняты дополнительные решения по проработке вопросов, в том числе и субсидирования возможности вывоза на экспорт угля». «На поддержку перевозок угля, учитывая его долю в общем объеме перевозок ОАО РЖД, потребуются значительные бюджетные средства,— полагают в Минтрансе.— Вопрос будет детально проработан». ОАО РЖД работает по похожей схеме по зерну, когда государство компенсирует разрыв между льготным тарифом и обычной ценой.

Более того, первый вице-премьер Андрей Белоусов предложил ввести «такие же изъятия из действующего законодательства при строительстве полигона Восточный, как мы уже делали, когда строили Крымский мост или готовились к Олимпиаде в Сочи». Он добавил, что принять законы необходимо в течение этой весенней сессии.

«"Изъятия" были самые широкие»,— отмечает партнер НАФКО Павел Иккерт. Например, если при строительстве моста инженерные сооружения по плану должны оказаться в границах особо охраняемых природных территорий, особый правовой режим обеспечивал ускоренное и упрощенное согласование изменения границ. Если работам препятствует частная собственность на землю, ее можно было почти гарантированно отчуждать. Также, например, при строительстве моста допускалось проведение госэкспертизы не всего проекта, а отдельных частей. Фактически, поясняет юрист, законы, которыми регулировалось строительство моста и подготовка к Олимпиаде, предполагали принцип «если что-то невозможно в рамках действующего законодательства, но необходимо для проекта, это становится возможным».

Наталья Скорлыгина

Вся лента