«Сейчас время помогать населению»

Олег Богданов — о мерах поддержки экономики в России и мире

Центробанк и правительство России впервые выступили с совместным заявлением о мерах поддержки экономики из-за коронавируса: по их словам, пока невозможно точно определить всю глубину влияния ситуации на экономику, поэтому меры будут постоянно дополняться. В частности, регулятор разрешит банкам кредитовать и реструктурировать компании в сфере транспорта и туризма без ухудшения оценок их финансового положения. Расширится и программа льготного кредитования малого и среднего бизнеса. Экономический обозреватель “Ъ FM” Олег Богданов прокомментировал ситуацию в прямом эфире.

Фото: Василий Шапошников, Коммерсантъ

Дональд Трамп накануне сказал, что американская экономика окажется в рецессии. Это удивило экспертов, потому что до недавнего времени президент был очень оптимистичен. Ему все припоминают его заявление, что «коронавирус нам не страшен, мы не боимся, 15 человек — это совсем немного, нужно заниматься экономикой». Сейчас совершенно обратная ситуация. Но рынки испугало другое: Трамп сказал, что придется иметь дело с этим до конца августа, то есть тайминг был обозначен достаточно длинный. И вот это в конце торгов привело к снижению на 13%.

Теперь к заявлениям российского ЦБ и правительства. Основной план российских властей — решать проблемы по мере их поступления. Пока непонятна степень влияния и глубина влияния этого вируса на глобальную экономику. Goldman Sachs прогнозирует китайский ВВП минус 9% в первом квартале. Что у нас произойдет, если все остановится? Постепенно страны замыкаются, процессы экономические останавливаются. И в этом контексте меня больше беспокоит, что ЦБ и Минфин выражают обеспокоенность не о населении, не о конкретных гражданах, которые будут страдать, а о предприятиях — поддержка, кредитование. Но здесь вопрос не в льготном кредитовании предприятий — они вообще не будут функционировать. Нужно реструктуризировать старые кредиты им или объявлять мораторий на выплату кредитов, как это делается, например, в Италии. Причем мораторий на выплаты всех типов кредитов. И ЦБ здесь должен поддерживать конкретно банковскую систему. А малого и среднего бизнеса фактически не будет. Это китайский пример, итальянский, испанский пример — там все закрывается. Никто никуда не ходит.

Если я не буду работать как предприятие, как человек, я не буду получать зарплату, я не буду получать доход в результате бизнес-деятельности, то у меня возникнут проблемы по старым обязательствам.

Если это не будет решено, то это фактически будет дефолт: от каждого гражданина, каждого потребителя, до уровня компаний малого, среднего и, возможно, крупного бизнеса.

В 2008 году помогали крупному бизнесу. Сейчас время помогать населению. Вот в чем проблема: помогите населению.

Это предполагает общие каникулы, мораторий на выплаты всех типов кредитов. Если объявляется карантин в Москве, в каком-то городе, в стране в целом, если мы не работаем, тогда, простите, все не работает, давайте не будем платить.

Естественно, ЦБ поддерживает банки – вопрос Банка России решить эти все проблемы. Вопрос правительства сделать так, чтобы функционировали непрерывные производства, чтобы жизнедеятельность все-таки поддерживалась. Вот в этом главная задача.

Трамп обозначил август, сейчас в Министерстве экономики Германии говорят, что, по меньшей мере, до конца мая все будет стоять. Вы понимаете, какая ситуация?

Мы можем оказаться в ситуации, что все не работает, кроме производства жизнеобеспечения.

Вот объявляют карантин общий — нельзя никому никуда выходить, как в Испании и Италии, а кто платить будет? Кто будет компенсировать частному бизнесу простой? Об этом никто не говорит. Понятно, что будут проблемы. Понятно, что предприятия остановятся. В основном, это рестораны, сфера обслуживания. Они первые под удар попадают в результате карантинов.

Есть логика развития событий. Мы постепенно подходим к этому процессу, запрягаем медленно, но потом быстро начинаем все перекрывать — и границы, и транспортное сообщение. В скором времени речь пойдет о циркуляции населения внутри различных регионов, в крупных регионах, столичных регионах, если эпидемия будет распространяться. Судя по динамике, которую коронавирус демонстрирует в Европе, темпы распространения очень быстрые. Конечно, можно плюнуть на все это и не обращать внимания. Но вопрос, готово ли население не обращать внимание на эпидемию, которая выбивает из наших рядов пожилых людей? У меня очень большие сомнения. Если не обращать внимания, то умершие будут давать о себе знать, пепел их будет стучать в наших сердцах.

Мы, российский рынок, вообще здесь пассивные, ведомые.

На открытии фьючерс на американский индекс S&P 500 отскочил на планку, то есть после снижения на 13% накануне он скорректировался на 5%. Мы практически каждый день наблюдаем такую динамику: шаг вперед, два шага назад. Рынок свалился и потом отскочил. Сомневаюсь, что S&P 500, фьючерс на этот индекс реагирует на заявления российского правительства. Плюс нефть Brent отскочила на 2,5%. Естественно, здесь техническая работа дилеров, которые отходят, и мы видим, что котировки вроде бы растут. Спустя минуты ситуация может радикально измениться.

И самое пугающее во всей этой истории: в Китае вроде бы решили проблему жесткими мерами, но сталкиваются с тем, что теперь все это стали завозить. Гонконг объявляет карантин для всех приезжающих. В Китае количество вариантов импортного коронавируса превысило намного уже внутренние заражения. И это говорит о том, что пока глобально всем миром не решим мы эту проблему, мировой экономике будет очень сложно восстановиться.

Вся лента