Я достаю из широких штанин…

Дмитрий Леонтьев, Москва

Непонятно, каким образом совершенство Rolls-Royce или iPhone – здесь в принципе можно подставить названия любых премиальных марок – может кого-то унизить. Однако это работает.

Казалось бы, чего плохого в том, чтобы восхищаться успехами англичан? Хотя, похоже, все-таки немцев. И американцев. Тут, возможно, все-таки китайцев, но это спорно. Но вдруг волшебным образом включается целая цепочка рассуждений и следующих за ними выводов. Сначала человек облизывает известные марки машин и телефонов, а потом вдруг говорит: «А нам нечем гордиться» или «А мы, похоже, навсегда отстали». В итоге хороший иностранный продукт становится источником раздражения.

Странное дело. Например, у Германии тоже нет своего смартфона, но там это никого не парит. Немцы хорошо понимают: нет никакого экономического смысла лезть на конкурентный рынок, где у тебя отсутствуют ключевые компетенции. Однако россиянин хочет гордиться. Не самое плохое желание. Оно усложняется лишь тем, что гордиться, как правило, люди хотят своей машиной и своим телефоном. Зенитно-ракетные комплексы, боевая авиация и подводные лодки мало кого возбуждают, потому что непригодны для повседневной жизни.

Поскольку мне постоянно попадаются собеседники, сокрушающиеся по поводу иностранных достижений, я решил составить для них инструкцию, дабы, когда случится очередной приступ из разряда «все пропало», они могли открыть его и успокоиться. Итак, во всех ключевых технологиях, которые определят будущее человечества, а именно в беспилотном транспорте, квантовых компьютерах и термоядерном синтезе, мы имеем прекрасные стартовые позиции.

Беспилотное вождение – наиболее перспективная сфера в автомобильной отрасли. Здесь мы находимся в первых рядах. Отечественная компания Cognitive Technologies одна из первых создала рабочий комплект из камеры, 4Д-радара и «мозгов», который уже устанавливается на комбайны, а с 2021–2022 годов встает на конвейер нескольких мировых автопроизводителей – контракт с Hyundai Mobis уже подписан. Наши «мозги» для беспилотников делались семь лет с помощью глубинного машинного обучения в самых суровых условиях: в снегопад, со стертой разметкой, с ямами на дороге и прочими прелестями российской глубинки. В результате получилась одна из самых эффективных разработок. На международных конференциях, посвященных беспилотникам, продукт Cognitive Technologies ценят очень высоко.

Квантовый компьютер – это бесконечные возможности в скорости вычислений, на фоне которых сегодняшние суперкомпьютеры покажутся бухгалтерскими счетами. Сейчас идет настоящая гонка, в которой лаборатории ведущих держав соревнуются, кто построит самый мощный экземпляр. Если в традиционных процессорах мы отстали, то сделать квантовый чип, который будет популярен во всем мире, задача вполне по силам. Российский квантовый центр уже создал целый набор решений, часть из которых, например защищенные линии связи, уже продает.

Мы наблюдаем только самое начало квантовой гонки, в которой наша страна – одна из сильнейших.

Теперь о том, чем будут «питаться» беспилотники и квантовые телефоны. Термоядерный реактор – это будущее всей мировой энергетики. У него неограниченный ресурс и мизерная стоимость киловатта. Сейчас его опытный образец строится во Франции силами международного консорциума, включая Россию. Центральная часть проекта, так называемый токамак, придуман нами. Я вспоминаю восхищенное лицо французского инженера, который, давая интервью на объекте, говорил, что без России этот проект вообще бы не состоялся.

Вот вкратце будущее нашей экономики, в которой из согретой Якутии в Европу пойдут караваны беспилотных грузовиков с ананасами, а свободные от работы дальнобойщики, чтобы как-то себя занять, будут лениво взламывать системы безопасности иностранных банков, беспомощных против квантовых атак. Ну как? Уже лучше?

Вся лента