Дата

120 лет назад «Огонек» рассказал читателям об организации первой в России «санатории для женщин» под Петербургом

Посетителями этого заведения должны были стать женщины «из бедного населения столицы». «Чистота воздуха, хорошее питание, гигиеническое устройство жилищ и регулярный образ жизни — вот необходимые условия, в которые должен быть поставлен человек, только что оправившийся от той или иной тяжелой болезни»,— писал «Огонек». А между тем большинство дам из низших слоев общества попадали «в условия, совершенно противоположные тем, которые выставлены гигиеной».

Первая санатория для женщин под Санкт-Петербургом давно исчезла с карт города, а Лесной, где она стояла, вошел в городскую черту под именем проспекта Непокоренных

Фото: Архив журнала "Огонёк"

Потому-то «Общество попечения о выздоравливающих и слабосильных», состоящее из представительниц высшего общества во главе с баронессой В.И. Мейендорф, и задумало устроить «собственную санаторию для выздоравливающих женщин». Для этого было приобретено «сухое высокое место посреди соснового парка в Лесном».

Вот так на Старо-Парголовском проспекте появился двухэтажный деревянный дом «в русском стиле», возведенный «по плану и под руководством архитектора Гильденбандта». В марте 1900 года состоялось его освящение и открытие, описанное «Огоньком».

Журнал сообщал, что на нижнем этаже здания — 10 комнат по обе стороны от светлого коридора, там же приемный зал, гостиная и библиотека, на втором этаже «также целый ряд отдельных комнат» и «общая палата на десять кроватей для бедных, ванная комната, помещение для начальницы санатории и общая рабочая комната».

Кстати, средства для строительства «санатории» «Общество попечения...» собрало на благотворительном базаре в декабре 1895 года в Императорском Эрмитаже. В «санатории» было три отделения: отдельные комнаты на одну кровать с общей гостиной (от 7 рублей 50 копеек до 12 рублей 50 копеек за неделю), по две кровати в комнате (5 рублей в неделю) и 3–4 кровати в комнате (1 рубль 50 копеек в неделю). Плата за содержание вносилась благотворителями. Дом, в котором размещалась «санатория», до наших дней не достоял: он вместе с другими деревянными строениями Лесного был разобран в блокаду на топливо.

Вся лента