Глеба Жеглова выложили на поиски информаторов

Зачем ФБР решило использовать персонажа из фильма «Место встречи изменить нельзя»

Американские спецслужбы решили искать информаторов с помощью Владимира Высоцкого. Федеральное бюро расследований для этого запустила русскоязычную рекламу в Facebook. Текстовая просьба обращаться в бюро с данными о различных угрозах сопровождается фотографией артиста в образе капитана Московского уголовного розыска (МУР) Глеба Жеглова из фильма «Место встречи изменить нельзя». Зачем ФБР такая реклама? И как на нее отреагировали в России? Расскажет Владимир Расулов.

Фото: РИА Новости

«Место встречи изменить нельзя. Нам есть о чем поговорить. Мы тоже любим Высоцкого», — ФБР на Facebook разместила эти фразы рядом со своим логотипом на фотографии хорошо знакомого на постсоветском пространстве персонажа в кепке и твидовом пиджаке — оперуполномоченного МУР Глеба Жеглова — непримиримого борца с преступностью в послевоенной Москве.

Одним только рекламным объявлением ФБР не ограничилось. Если кликнуть на фотографию Глеба Жеглова, то пользователя переводят на страницу бюро, где указан адрес в Вашингтоне. Туда-то информаторы и могут сообщать о вероятных преступлениях. Но как в России восприняли такой рекламный ход? Сын советского актера Никита Высоцкий в интервью “Ъ FM” его не оценил: «Сказать, что прямо меня это страшно унизило, нельзя. Но так использовать образ моего отца нельзя, этого нельзя делать без согласования с правообладателями, я имею в виду не только свою семью, но и тех, кто делал картину и владеет сейчас правами на “Место встречи изменить нельзя”».

Почему же для привлечения информаторов ФБР решила использовать именно образ Глеба Жеглова? Владимир Высоцкий в фильме «Место встречи изменить нельзя» сыграл роль честного правоохранителя, на которого потом ориентировались многие реальные сотрудники, говорит адвокат, бывший старший следователь по особо важным делам Павел Зайцев: «Глеб Жеглов создал образ неподкупного борца с преступлениями, вызывает у людей положительные чувства. Любой фильм может оказать воздействие на человека, и он станет или сотрудником органов, или начнет им помогать. В данном случае они это и пытаются сделать».

ФБР и раньше размещала в соцсетях русскоязычную рекламу для поиска осведомителей. Но фото известного актера, да еще и в образе правоохранителя, появилось впервые. Американская спецслужба таким образом попыталась расширить круг потенциальных информаторов, но люди после этого вряд ли начнут массово обращаться в бюро, считает исполнительный директор коммуникационного агентства «КреативПроект» Анна Лопушняк: «Очевидно, цель — это привлечение русскоязычных осведомителей. Но при этом рекламщики ФБР не учитывают наш менталитет, потому что Глеб Жеглов ассоциируется в сознании русского человека с патриотом и служителем закона. Поэтому очередей, думаю, там не будет выстраиваться».

А пока ФБР ищет новых русскоязычных осведомителей, семья Владимира Высоцкого задумалась, не подать ли на бюро в суд после опубликованного объявления. Правда, по словам его сына Никиты, тяжба может быть сложной и дорогой, ведь судиться придется в США.

Необычными способами коммуникации с гражданами пользуются не только американские силовики. В конце февраля полицейские из британского графства Суррей изобразили лица нескольких подозреваемых на блинах и поделились ими в Twitter, чтобы найти этих людей. В полиции тогда заявили, что подобный пост увидит больше людей, чем обычное объявление.

Вся лента