«Не стоит настраиваться на мрачный лад»

Писатели — о «списке литературы» в период эпидемии

Россияне начали скупать книги об эпидемиях на фоне распространения коронавируса. Повышенный спрос на тематическую литературу зафиксировали ритейлеры, пишет “Ъ”. Примечательно, что подобное происходит во всем мире. К примеру, в Италии в лидерах продаж оказался роман «Чума» Альбера Камю, а в России — нехудожественная литература о вирусах и здоровье в целом. Среди популярных книг «Пандемия: Всемирная история смертельных вирусов» и «Вирусы. Скорее друзья, чем враги». С чем это связано? И что нужно читать во время эпидемий? “Ъ FM” узнал ответы у известных писателей.

Фото: Александр Богачев, Коммерсантъ


Павел Санаев: «Научно-популярные правильнее, потому что художественная литература, любой художественный фильм ставят своей задачей создать какой-то закрученный сюжет, который бы держал читателя в напряжении, поэтому всегда немного сгущаются краски, эмоции, опасности, потому что без этого триллер не триллер. Поэтому в книгах об эпидемиях эпидемия всегда ужасна, всегда смертельна, всегда, так сказать, несет страшные кошмары и так далее. А из научно-популярных книжек люди могут понять, что это такое, почему нужно, например, пить больше горячей воды. Поэтому чем больше про это узнаем, тем лучше».

Дмитрий Быков: «По моим ощущениям, в России господствует вполне справедливое убеждение, что на нас не распространяются не только общие моральные законы — помните, Россия же сейчас прямо в Конституции хочет уйти из-под диктата европейских законов — но и законы физические, биологические: в русском желудке и еж перепреет; что русскому здорово, то немцу смерть. И этот вирус как-то на европейцев может подействовать, а русский человек уверен, что он его не затронет, потому что у нас все законы другие. Мы иначе устроены, мы биологически другие, у нас законы тяготения не такие. Поэтому имеет смысл читать что-нибудь, что укрепляло бы национальный дух, что показывало бы, как сильно мы закаляемся от того, от чего другие мрут. В этом смысле подходят “Петр Первый” Алексея Толстого, разнообразная проза Алексея Иванова, очень близкая к этому. В общем, исторические романы, доказывающие русскую особость и неубиваемость».

Сергей Лукьяненко: «Если уж выбирать какую-то книгу, связанную с темой эпидемии, лучше почитать, например, “Декамерон”, где герои прятались от чумы и занимались рассказыванием друг другу веселых любовных историй, а не всякими мрачностями. Если так совсем уж серьезно, я бы посоветовал, конечно, почитать высказывания хороших ученых, фармакологов, врачей и понять, что реальная опасность данного вируса несколько преувеличена. То есть не стоит читать в ужасе какие-то апокалиптические книги, не стоит настраиваться на мрачный лад».


Подобная ситуация происходит не впервые. Например, в апреле 2019 года, после пожара в соборе Нотр-Дам-де-Пари, спрос на роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» вырос в десятки раз. Впрочем, как признаются рителейреы, на финансовые показатели такие всплески интереса практически не влияют.

Глеб Силко

Вся лента