Не женское дело

Шесть историй о борьбе россиянок за «мужские» профессии

Согласно постановлению правительства №162 от 25 февраля 2000 года в России в настоящее время запрещено «применение труда женщин» на 456 видах работ. Некоторые из них вредные и опасные, в то время как другие попали в список скорее из-за исторического деления профессий на мужские и женские. Это понимают и сами власти — с 2021 года перечень сократится до 98 пунктов. “Ъ” рассказывает о шести женщинах, решивших противостоять силам закона и традиций ради любимого дела.


Светлана Протасова, летчик-истребитель

Фото: Рогозин Михаил / ТАСС

С детства мечтала стать военным летчиком. После школы написала заявления во все авиационные училища страны, но везде получила отказ. Окончила факультет самолетостроения Московского авиационного института в середине 1980-х, после чего поступила в Запорожское летное училище ДОСААФ (единственное в СССР, куда принимали женщин). Практиковалась на спортивных Як-52 и учебных Як-18. Затем два года работала во Франции, помогая французам осваивать советские спортивные самолеты. Вернувшись на родину, неоднократно обращалась с просьбой принять ее в ВВС, но ей отказывали.

В начале 1990-х состояла в женской пилотажной группе «Ласточки», базировавшейся в подмосковном Жуковском. В 1993 году группа распалась из-за недостатка финансирования. Была переведена в Кубинку, где ее не допустили до полетов. Благодаря знакомым в 1994 году попала на прием к главнокомандующему ВВС России Петру Дейникину. С его помощью была переведена в Борисоглебский авиационно-учебный полк. 4 апреля 1996 года состоялся ее первый полет в качестве пилота МиГ-29.

В 2007 году Светлана уволилась из армии в звании майора. В последующие годы работала в нескольких авиакомпаниях пилотом пассажирских самолетов Ту-154 и Airbus A320.


Светлана Медведева, рулевой-моторист речного теплохода

Фото: hro.org

В 2005 году Светлана получила диплом техника-судоводителя и матросскую специальность рулевого-моториста в Самарском речном техникуме. В 2012 году она устроилась на Самарское речное пассажирское предприятие (СРПП) матросом на судно «Москва-95». Работала также механиком и первым штурманом. Через некоторое время «на словах» договорилась с руководством о переводе рулевым-мотористом на теплоход «Ом-338», но в отделе кадров получила отказ. Добившись письменного отказа в приеме на работу, обратилась в суд.

Юридическая служба СРПП, ссылаясь на проведенную в 2010 году экспертизу рабочего места рулевого-моториста и постановление правительства №162 от 25 апреля 2000 года, запрещающее труд женщин в условиях, опасных для здоровья, суд выиграла. В 2016 году женщина обратилась в Комитет ООН по защите прав женщин. Там отказ в трудоустройстве и само постановление о запрещенных для женщин профессиях признали дискриминацией.

Медведева дошла до Верховного суда, который вернул дело на пересмотр. 18 сентября 2017 года Самарский районный суд посчитал отказ в приеме на должность рулевого-моториста дискриминационным, признав верховенство международного права над российским. Обязывать СРПП заключить с женщиной трудовой договор суд не стал. К тому моменту Светлана уже смогла устроиться капитаном судна на Новокуйбышевский НПЗ.


Оксана Шевалье, водолаз

Фото: o.chevalier / vk.com

Оксана Шевалье впервые спасла тонущего человека в детстве — вытащила 11-летнюю девочку из Иртыша. По ее словам, тогда она поняла, что хочет стать спасателем.

В 2009 году Оксана поступила в московскую школу каскадеров. В то же время познакомилась с сотрудниками МЧС и попыталась устроиться водолазом-спасателем на водных объектах. В одном из интервью она рассказала, что дошла «до высоких чинов», но ей отказали. Профессия водолаза входит в перечень запрещенных для женщин из-за тяжести водолазного костюма и оборудования. В итоге Шевалье предложили стать сотрудником отдела капитального строительства, а в летнее время выходить с отрядами для усиления в качестве волонтера. Одновременно с этим женщина проходила дополнительное обучение на водолаза за свой счет.

Осенью 2012 года руководитель водной службы ГУ МЧС по Москве принял ее спасателем на водную станцию «Крымский мост» рядом с парком Горького. Через полгода ее перевели на станцию «Строгино». В 2016 году Оксану попросили уйти «по собственному желанию». Она считает, что причиной стала смена руководства департамента ГО и ЧС Москвы. После увольнения женщина стала развивать собственную водолазно-спасательную школу «Акваспас» в Москве. В 2017 году она прошла обучение в Италии на водолаза международного класса. Сейчас занимается школой и работает в разных странах по контрактам.


Анна Клевец, помощник машиниста

Фото: с личной страницы Анны Клевец в vk.com

В 2008 году Анна Клевец, студентка юрфака СПбГУ, пришла устраиваться в Петербургский метрополитен на должность помощника машиниста. Руководство метрополитена отказало Анне в обучении и последующем трудоустройстве, сославшись на пункт 374 постановления правительства №162, запрещающий брать женщин на должность машиниста электропоезда и его помощника. Анна подала иск в Ленинский районный суд Санкт-Петербурга с требованием признать отказ в приеме на работу незаконным. Одновременно она обратилась в Верховный суд с требованием пересмотреть перечень профессий, указанный в постановлении, и признать незаконным пункт 374.

Метрополитен выиграл дело в районном суде, а 2 марта 2009 года иск Анны Клевец отклонил и Верховный суд. 21 мая 2009 года в кассационной инстанции он повторно признал законным отказ девушке в трудоустройстве. 22 марта 2012 года уже Конституционный суд России вынес определение в отказе на принятие к рассмотрению жалобы Анны Клевец. «Реализация принципа юридического равенства не может осуществляться без учета общепризнанной социальной роли женщины в продолжении рода»,— говорилось в решении. Исправить ситуацию не помогло и обращение в Комитет ООН по защите прав женщин летом 2012 года. Не добившись результата, Анна Клевец устроилась на работу по профессии, став сотрудницей одной из юридических фирм Санкт-Петербурга.

Ситуация изменилась в 2019 году, когда учебно-производственный центр Московского метрополитена набрал первую группу женщин для прохождения обучения по специальности «машинист электропоезда». Девушки приступили к обучению в начале 2020 года. К моменту получения права управления электропоездом в 2021 году вступит в силу приказ Минтруда, который позволит метрополитену нанимать женщин на должность машинистов.


Анна Шпенова, пожарный

Фото: Александр Демьянчук / ТАСС

27 января 2010 года Анна поступила на службу в пожарную часть №2 Санкт-Петербурга. Несмотря на то что постановление №162 запрещает привлекать женщин к «непосредственному тушению пожаров», Анна боролась с огнем почти девять лет. В 2015 году она была награждена ведомственной медалью «За отвагу на пожаре». Рискуя жизнью, она спасла из огня двух женщин.

Как вышло, что женщину допустили до работ, прямо запрещенных в соответствующем постановлении, неизвестно. Сама Шпенова в одном из своих интервью призналась, что была уверена: она не единственная женщина-пожарный в стране.

В августе 2018 года Анна снялась в клипе певицы Риты Дакоты «Нежность». Женщина была в форме сотрудника МЧС. Несмотря на то что отрывок из видео был размещен на официальных страницах ГУ МЧС по Санкт-Петербургу со словами поддержки Шпеновой, непосредственное начальство вызвало женщину и объявило о ее переводе в другую часть. Для Анны работа в пожарной части №2 была принципиальным вопросом. У женщины двое детей, больных редким заболеванием крови. Часть находится рядом с домом. Анна отказалась от перевода. Тогда, по ее словам, руководитель части сообщил женщине, что переведет ее в диспетчеры, сославшись на постановление правительства №162. Это решение показалось Шпеновой унизительным, и она написала рапорт об увольнении.

Параллельно работе в пожарной части Анна получила диплом психолога. Сейчас она ведет частный прием.


Екатерина Миронова, дальнобойщик

Фото: merdgio / vk.com

В 2008 году Екатерина Миронова получила права категории А и купила свой первый автомобиль — старую «Оку». Чтобы лучше разбираться в машинах, с помощью одного из своих друзей девушка устроилась в автосервис помощником автослесаря. Затем приобрела «Газель», чтобы получить опыт грузоперевозок, и устроилась в одну из транспортных компаний Нижнего Новгорода.

В 2016 году Екатерина сдала на права категории Е. Постановление правительства №162 запрещает женщинам работать водителями автомобилей грузоподъемностью более 2,5 тонны, но не препятствует получению прав данной категории. До 2019 года Миронова продолжала работать водителем транспортной компании, но теперь за рулем большегрузов. Начальство желанию девушки не препятствовало. Екатерина водила разные грузовики — Scania, Renault, Volvo грузоподъемностью до 20 тонн.

С 2019 года управляет собственной фурой DAF XF 105, грузоподъемность которой составляет 30 тонн. Купив большегруз, Екатерина стала работать на себя. Она ведет канал на YouTube, рассказывая о буднях девушки-дальнобойщика. Сейчас у него 172 тыс. подписчиков.


Автор-составитель: Анна Поваго

Вся лента