В сувениры вливают «Гоголь-Моголь»

Книжные сети начинают развитие новых концепций

На фоне закрытия старейшей сети магазинов подарков «Красный куб» планы по активному развитию в этом сегменте анонсируют другие участники рынка. Так, книжный ритейлер «Читай-город—Буквоед» хочет открыть 100 сувенирных магазинов «Гоголь-Моголь», на что может потребоваться до 1 млрд руб. Бренду придется развиваться, конкурируя с сетями Modi, Miniso и Mumuso, формат которых набирает популярность, предупреждают эксперты.

Фото: Ильнар Салахиев, Коммерсантъ

О том, что книжный ритейлер «Читай-город—Буквоед» в течение трех-пяти лет планирует открыть до 100 магазинов своей новой сувенирной сети «Гоголь-Моголь», “Ъ” рассказал гендиректор компании Михаил Иванцов. На данный момент под этой вывеской работают семь точек в Москве, Саратове и Новосибирске. Открытие еще трех объектов в Санкт-Петербурге и Сочи планируется в ближайшее время, уточнил господин Иванцов. Средний чек в «Гоголь-Моголе» — до 700 руб. По собственным данным компании, открытие одного магазина этой сети средней площадью до 250 кв. м обходится в сумму до 10 млн руб. Таким образом, затраты на развитие всего проекта можно оценить до 1 млрд руб.

Объединенная розничная сеть «Читай-город—Буквоед» по состоянию на 17 февраля насчитывала 632 книжных магазина. До конца года компания планирует открыть еще 60 новых объектов. В 2019 году ее оборот вырос на 15–16%, до 26 млрд руб., сообщали “Ъ” в компании.

Как сообщал “Ъ” в понедельник, старейший российский сувенирный ритейлер «Красный куб», который некогда управлял 200 магазинами, напротив, планирует уходить с рынка. «К сожалению, внешние обстоятельства привели нас к тому, что мы вынуждены закрыть свою розничную сеть»,— говорится в обращении компании к своим партнерам, копия которого есть у “Ъ”. В «Красном кубе» позже заявили, что приоритетом компании стало увеличение доли онлайн-продаж, а эффективная часть корпоративной сети продолжает свою работу.

Как отмечает Михаил Иванцов, рынок сувениров в России и в мире до сих пор плохо структурирован. Консультант JosDeVries The Retail Company Ирина Болотова согласна, что формат в современном виде только начинает развиваться в России. По ее словам, заметными игроками можно назвать Modi (основана бывшим совладельцем DIY-сетей OBI и «Старик Хоттабыч» Игорем Сосиным), а также азиатские сети Miniso и Mumuso. Каждые две недели в магазинах Modi полностью меняется ассортимент, что стимулирует регулярный приток потребителей, указывает госпожа Болотова. Кроме того, добавляет эксперт, росту трафика способствует и невысокий средний чек. При этом конкуренция в этом сегменте может вскоре обостриться. Как напоминает Ирина Болотова, держатели франшизы Miniso планировали открыть в России до 500 магазинов. Связаться с представителями Miniso, Mumuso и Modi не удалось.

Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что для повышения среднего чека и плотности продаж «Читай-город—Буквоед» уже сильно расширил ассортимент сопутствующих товаров в своих книжных магазинах и теперь решил выделить это направление в отдельный формат. Пока точки «Гоголь-Моголя» открываются в тех же торговых центрах, что и книжные магазины компании. Руководитель департамента торговой недвижимости Cushman & Wakefield Оксана Мостяева указывает, что это позволяет «Читай-город—Буквоед» снижать затраты на логистику и управление разными сетями. Как отмечает Ирина Болотова, пока у «Гоголь-Моголя» нет известного бренда и сложившегося концепта, потому магазины сети вряд ли могут выступать источником трафика.

Никита Щуренков, Валерия Лебедева

Вся лента