Олдтаймеры будут выглядеть на свой возраст

Для классических автомобилей заработал новый государственный стандарт

Владельцы ретроавтомобилей теперь могут получить «паспорта классических транспортных средств», подтверждающие оригинальность деталей и степень реставрации машины. Вступил в силу ГОСТ с описанием механизма экспертизы, в ходе которой состояние автомобиля будет оценено по балльной системе. С паспортом, который обойдется в 10–15 тыс. руб., будет проще ввести машину в страну, впоследствии документ станет основанием для выдачи особых номеров для классики. В ГИБДД к переменам готовы, но считают, что для олдтаймеров нужно ввести особые правила: некоторые автомобили должны передвигаться только в составе колонны или выезжать на дорогу исключительно в теплое время года.

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

1 марта начал действовать ГОСТ «Транспортные средства раритетные и классические. Историко-техническая экспертиза. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки». Легковые автомобили старше 30 лет и грузовики старше 50 лет, напомним, можно ввести в Россию без проверок требований к экологическому классу двигателя, наличию ABS и других обязательных для современных автомобилей систем. Обязательными являются оригинальный двигатель, кузов и рама, «сохраненные или отреставрированные до оригинального состояния», сказано в техрегламенте Таможенного союза о безопасности транспортных средств. Критериев определения оригинальности до сих пор не существовало, поэтому, к примеру, отличить отреставрированный Mercedes 300 SL «Крыло чайки» 1954 года или ГАЗ-20 «Победа» от подделки было сложно.

Правила оценки олдтаймеров и закреплены в новом стандарте. Экспертизу будут проводить эксперты, аккредитованные Российской автомобильной федерацией (РАФ). При оценке они будут начислять штрафные баллы машине.

Например, 20 баллов можно получить за установку нештатной антенны, 75 баллов — за окраску в не предусмотренный заводом цвет, 10 баллов — за установку дополнительных боковых зеркал.

ГОСТ содержит обширную таблицу со всеми вариантами. Количество баллов зависит и от возраста автомобиля (они поделены на три категории: до 1946 года, 1946–1969 годов, после 1970 года). Результат менее чем 100 баллов гарантирует выдачу «паспорта классического транспортного средства».

«Вступление в силу ГОСТа является важным шагом на пути создания условий для передвижения таких зачастую бесценных автомобилей в качестве полноценных участников движения»,— пояснил заместитель главы Росстандарта Алексей Кулешов. Стоимость некоторых экземпляров, по данным Auto.ru, доходит до 80–90 млн руб. ГОСТ не налагает запретов на владельцев автомобилей, которые уже ездят по дорогам, тем более что стандарт является добровольным к применению, пояснил “Ъ” зампред комитета классических автомобилей РАФ Петр Шляхин. Паспорта федерация выдавать уже сейчас может, но, скорее всего, делать этого пока не будет, пояснил господин Шляхин. В РАФ хотят дождаться, пока ГИБДД получит право выдавать автовладельцам специальные номерные знаки для «классики» с буквой К. Внешний вид таких номеров уже описан в действующем ГОСТе (принят в 2018 году), нужно еще скорректировать законодательство, говорит Петр Шляхин. Сама экспертиза, по его оценкам, будет обходиться автовладельцам в 10–15 тыс. руб. за автомобиль.

В ГИБДД, по сведениям “Ъ”, готовы выдавать номерные знаки для классики, но сначала законодательно нужно закрепить условия эксплуатации такой техники в зависимости от возраста, класса и т. д.

Автомобиль, к примеру, начала века с деревянными колесами не должен перемещаться в потоке с современными машинами, настаивают в ведомстве. А некоторые ретроавтомобили должны выезжать на дорогу только в колонне (при перемещении на выставку или во время автопробегов), другие — только в теплое время года (с мая по сентябрь), остальные — без каких-либо ограничений.

Для этого нужно будет изменить ПДД, разработать классификацию классических автомобилей и принять ряд других документов. Частично этот вопрос планируется закрыть изменениями в техрегламенте о безопасности колесных транспортных средств (разработку ведет ФГУП НАМИ), поправки обсуждаются уже несколько лет и неизвестно, когда будут приняты. В ГИБДД России ожидали, что механизм проверок безопасности олдтаймеров появится в новом ГОСТе, этого не произошло, в итоге документ был воспринят ведомством скептически.

Иван Буранов

Вся лента