«Вкусвилл» отправляется в Нидерланды

Зачем компании представительство в Европе

Российская сеть «Вкусвилл» готовится выйти на европейский рынок. Как выяснила газета «Ведомости», компания зарегистрировала юридическое лицо в Нидерландах. Правда, о конкретных планах во «Вкусвилле» предпочитают пока не говорить. До этого компания впервые выплатила дивиденды акционерам, а также отчиталась о рекордной выручке и росте числа магазинов в России. Чем объяснить такую активность ритейлера?

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

Действия компании выглядят как подготовка к IPO — тем более, «Вкусвилл» заявлял о таких планах в конце прошлого года, полагает инвестиционный менеджер «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. По его мнению, всерьез конкурировать с европейскими сетями на рынке свежих органических продуктов «Вкусвилл» вряд ли сможет, зато новость о расширении бизнеса привлечет инвесторов.

«Сложно представить, что компания из России сможет конкурировать на устоявшемся рынке в развитых странах мира. В этом случае рационально не развивать сеть за рубежом, а просто покупать конкурентов и получать какую-то разумную стартовую позицию. С нуля строить сеть, думаю, затруднительно. Скорее всего, это действительно какая-то квазимаркетинговая стратегия перед размещением. Такой подход действительно есть на российском рынке, — говорит Нигматуллин. — Если мы оцениваем компанию — распространенный метод — анализируем денежные потоки на длинный горизонт в будущем. Если компания имеет потенциал развития в глобальном масштабе, поток через десять лет может быть в два раза больше, чем если бы она, допустим, не имела таких перспектив. То есть это действительно важно. Это может привести к тому, что аналитики просто посчитают, что у нее больше стоимость».

Основатель «Вкусвилла» Андрей Кривенко ранее рассказывал о планах разместить акции компании на американской бирже NASDAQ. Правда, там бренд никто не знает и вкладываться не будет, считает аналитик инвестиционно-консалтинговой компании SharesPro Владимир Рожанковский. По его мнению, компанию тепло встретили бы на Московской бирже, а уже производные инструменты от ее акций можно предложить зарубежным площадкам.

«На российском рынке у них, безусловно, есть ниша. Оценка потенциальная, я думаю, 2 млрд рублей, может быть, даже больше — до 5 млрд руб. Там все зависит, конечно, уже от конкретных расчетов. Идея размещаться на NASDAQ понятна — сейчас очень много публикаций и сплетен, как легко размещаются стартапы в Штатах и какие они сумасшедшие капиталы поднимают. Но, к сожалению, для "Вкусвилла", это немножко не та история: чтобы оценить эту компанию, человек должен прийти в магазин и купить продукцию. До тех пор, пока у жителя Нью-Йорка и Кремниевой долины такой возможности не будет, едва ли он заинтересуется IPO "ВкусВилла". Если они будут пытаться расширять свой бизнес и создавать подобную сеть в Европе, уже после этого можно будет думать о размещении в Европе», — считает Рожанковский.

Российский бизнес не впервые интересуется сегментом «здоровых» продуктов в Европе. Три года назад инвесткомпания LetterOne совладельца «Альфа-Групп» Михаила Фридмана купила британскую сеть магазинов Holland & Barrett, которая как раз специализируется на здоровом питании.

Сергей Гусев

Вся лента