Центр «Э» недоволен акцией против приговора по делу «Сети»

Книжный магазин в Туле проверяют на экстремизм

Прокуратура Тулы намерена проверить книжный магазин «Свидетель» на предмет продажи экстремистской литературы — поводом стало заявление местного центра «Э». Руководитель магазина Ирина Рочева сообщила “Ъ”, что участвовала в общероссийской «забастовке книжников» против приговоров по делу «Сети», после чего в магазин приезжала опергруппа. Полиция взяла с нее объяснительную о закрытии «Свидетеля» и участии в пикете. В УМВД РФ по Тульской области ситуацию пока не прокомментировали.

Фото: vk.com/svidetelbookshop

Как ранее сообщал “Ъ”, 17 февраля более 20 книжных магазинов по всей России закрылись в знак протеста против приговоров по делу «Сети» (по утверждению ФСБ, существующая в России террористическая организация; запрещена судом). О том, что торговые точки протестуют против несправедливого приговора, сообщалось в объявлениях на двери каждого бастующего магазина. Большинство руководителей и сотрудников 17 февраля вышли на одиночные пикеты в знак протеста против вердикта суда.

Напомним, семеро молодых людей были признаны виновными в создании террористического сообщества, они были приговорены к значительным срокам лишения свободы — от 6 до 18 лет. Сами они утверждают, что показания из них выбивали пытками.

Одним из таких магазинов стал книжный «Свидетель» в городе Тула.

Руководитель книжного Ирина Рочева вышла на пикет с плакатом «Дело "Сети": 2 года пыток, 86 лет колонии, кто следующий».

Вечером в понедельник правозащитный проект «ОВД-Инфо» сообщил, что, пока госпожа Рочева протестовала, в магазин приехала полиция. В среду Ирина Рочева сообщила “Ъ”, что ее магазин проверит прокуратура «по заявлению центра "Э"».

«Вчера полицейский пришел в магазин, беседовал с сотрудниками соседней торговой точки. Когда я вернулась после протеста, он, не представляясь, стал рассказывать, что "зашел узнать, что тут за акция", просил "дождаться опергруппу, которая уже едет" и спрашивал "что это у вас по всей стране магазины закрыты",— рассказала “Ъ” госпожа Рочева.— Я отказалась дожидаться опергруппу, так как ничего не нарушала. Он согласился с этим, но попытался не дать мне выйти из магазина. Когда я все же вышла, он шел за мной, но в итоге я уехала на автобусе».

Позднее, по словам Ирины Рочевой, знакомые ей сообщили, что опергруппа действительно приезжала и стояла около «Свидетеля» примерно полчаса.

18 февраля с владелицей магазина полицейские связались по телефону и пригласили прийти в отделение, чтобы дать письменные объяснения.

«Я снова отказалась приходить без письменных приглашений,— продолжила госпожа Рочева.— После этого в магазин, где сегодня работал мой коллега, пришли двое сотрудников полиции. Имя одного я не помню, второй — Олег Чернышев. Я предложила им приехать в кафе и поговорить. Они дали мне бланк объяснительной, все пустые места в нем я зачеркнула, руководствуясь ст. 51 Конституции РФ ("никто не обязан свидетельствовать против себя".— “Ъ”)».

Ирина Рочева рассказала, что у полицейских при себе имелось «анонимное заявление» о том, что «17 февраля девушка стояла с плакатом», с просьбой проверить, что за акцию она проводит. Кроме того, господин Чернышев и его коллега показали руководителю книжного объяснительную сотрудника соседнего магазина, ее собственное фото и фото двери магазина «Свидетель», закрытого на забастовку. «Эти бумаги мне не разрешили фотографировать, но предложили приехать в пятницу в отделение и забрать копии,— уточнила Ирина Рочева.— Примерно через полчаса после этого мне позвонила помощница прокурора и сообщила, что им поступило заявление из центра по борьбе с экстремизмом МВД по Тульской области с требованием проверить наш магазин на содержание или распространение экстремистской литературы».

В настоящий момент хозяйка «Свидетеля» ожидает письменного уведомления органов прокуратуры о проведении проверки. Также, по словам Ирины Рочевой, ей известно, что в среду сотрудники администрации Краснодара проверяли один из бастовавших 17 февраля книжных магазинов. Директор этого магазина отказалась комментировать ситуацию. На запрос “Ъ” в УМВД по Тульской области ответа пока также не поступило.

По данным “Ъ”, правоохранители в других регионах не пытались проверить бастовавшие 17 февраля книжные магазины.

Директор книжных магазинов «Пиотровский» в Перми и Екатеринбурге Михаил Мальцев сообщил “Ъ”, что его торговые точки проверке полицейских в связи с забастовкой не подвергались. Господин Мальцев отметил, что ни к нему, ни к его подчиненным во время одиночных пикетов 17 февраля «даже не подходили полицейские, чтобы проверить документы». «Зато многие прохожие интересовались, в чем дело и почему я стою с табличкой,— рассказал Михаил Мальцев.— Из этого я сделал вывод, что многие не в курсе ситуации вокруг вынесенных приговоров по делу "Сети". Каждому, кто подходил и спрашивал, что происходит и чем можно помочь, я рассказывал об этом деле и о важности поддержки осужденных». По словам Бориса Куприянова, руководителя московского книжного магазина «Фаланстер», который также был закрыт на забастовку 17 февраля, правоохранители «не приходили» с проверкой в магазин. «Я вообще не понимаю, как пикет или забастовка могут быть связаны с проверкой деятельности книжного магазина»,— сказал “Ъ” господин Куприянов.

Ранее в поддержку осужденных фигурантов дела «Сети» выступили российские ученые, кинематографисты, студенты, учителя, психологи и книгоиздатели.

Мария Старикова, Александр Черных

Фотогалерея

Осужденные по делу «Сети»

Смотреть

Вся лента