«Федерального закона здесь мало»

Дмитрий Дризе — об идее закрепить неприкосновенность экс-президентов в Конституции

Позицию не сформулировали — Так в Кремле прокомментировали инициативу закрепить в Конституции неприкосновенность экс-президентов России. Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков, отвечая на вопрос “Ъ FM”, заявил, что вопрос нуждается в обсуждении и уточнении. При этом соответствующая инициатива будет рассмотрена рабочей группой по поправкам в основной закон страны. Сейчас иммунитет бывших глав государства закреплен лишь федеральным законом. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает данную поправку ключевой.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Инициатива защитить бывших президентов страны неприкосновенностью принадлежит председателю Союза женщин России Екатерине Лаховой. Для чего это нужно? В частности для того, чтобы действующий глава государства получил конституционную гарантию независимости своей деятельности, в том числе и в период нахождения у власти. Сейчас существует федеральный закон от 12 февраля 2001 года, который гарантирует неприкосновенность экс-президента. За ним также закрепляется охрана, резиденция, автомобиль из кремлевского гаража и право пользования самолетами для высших должностных лиц. Бывший руководитель страны может потерять неприкосновенность в случае возбуждения против него уголовного дела по факту совершения тяжкого преступления.

Обращаемся к Дмитрию Пескову. Что все это могло бы значить? Ответы стандартные: требуется обсуждение в рамках рабочей группы.

— До того, как список предложений не конкретизирован, вряд ли нам стоит какую-то позицию формулировать.

— А нужна ли Владимиру Путину конституционно закрепленная неприкосновенность, если он перестанет быть президентом?

— Это вопрос для обсуждения.

— Обсуждения с кем?

— В рамках рабочей группы. Если это будет вынесено уже на второе чтение, то дальше это будет одним из пунктов, по которому будет организовано общенародное голосование.

Конечно, нельзя избавиться от искушения и не задаться вопросом о том, перейдет ли норма о снятии неприкосновенности с бывшего президента из федерального закона в Конституцию, или каким-то образом этот параграф изменится.

Есть некоторые основания предполагать, что бывший президент России станет полностью неприкосновенным. Мы знаем историю — мало ли кто может прийти к власти и попытаться свести счеты. Хотя, конечно, вопрос, спасет ли в таком случае Конституция и прописанная в ней неприкосновенность. Эксперт Московского центра Карнеги Константин Гаазе предлагает смотреть на эту историю шире. По сути, создается институт бывших российских президентов. «Грубо говоря, у бывшего президента Российской Федерации сейчас статуса по Конституции нет. Он не является субъектом конституционного права. А после того, как появится эта статья отдельно или, например, вместе со статьей о том, что он может взять себе мандат пожизненного члена Совета федерации, бытование бывшего президента Российской Федерации будет регулироваться Конституцией»,— пояснил Гаазе.

Неприкосновенность или политическое участие бывших президентов в жизни страны — это все-таки немножечко разные вещи. Но, похоже, это ключевая поправка. Федерального закона здесь мало. Экс-президенту России нужно много больше, чем просто право на резиденцию и автомобиль.

Но это как бы доказывает, что возглавлять страну у нас могут только достойные и даже, чего там говорить, великие люди. А давайте при этом четко пропишем, что один президент, отработав два срока подряд, уходит, окончательно и бесповоротно.

Он читает лекции, возглавляет фонд своего имени, становится пожизненным сенатором, членом Госсовета и так далее — но не руководит страной. Ради этого можно освободить от любой ответственности.

Вся лента