Российская экономика примеряется к баррелям

Как цены на нефть повлияют на рубль и бюджет

Центробанк ожидает, что цена на нефть опустится до $50 за баррель. Согласно базовому сценарию регулятора, это произойдет к началу следующего года. По прогнозу ЦБ, на это повлияет снижение темпов мирового экономического роста, а также то, что предложение на рынке нефти превысит спрос. Сейчас сырье марки Urals стоит около $57 за баррель. Аналитики, с которыми пообщался “Ъ FM”, не исключают, что к концу года нефть действительно может снизиться до отметки в $50.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Чем это грозит российской экономике? Ведущий аналитик компании «Открытие Брокер» Андрей Кочетков не видит больших рисков, ведь при этом бюджет продолжит пополняться за счет сверхдоходов от продажи нефти: «На текущий момент он формируется на основе стоимости $42,4. Соответственно, бюджетное правило будет предусматривать то, что покупки валюты заметно сократятся. В то же время у нас текущие накопленные резервы уже превышают внешние долги страны, и, соответственно, с точки зрения фундаментальной наполненности рубля, у него тоже нет проблем. Большой катастрофы для бюджета и для рубля в стоимости нефти по $50 за баррель не будет. Хотя, конечно, рынок будет готов к тому, чтобы ослабить нашу российскую валюту до 65 или 70 руб. за доллар. Но мне кажется, мы уже эти значения видели, и это далеко не повод для паники.

В принципе всегда стоит держать в уме, что рубль — валюта все-таки волатильная, и какую-то часть своих накоплений нужно держать в валюте. Другое дело, в какой. Например, если в евро, то сейчас по евро в России ставки не отрицательные, но все равно эта валюта будет приносить убыток из-за различных комиссий. Более выгодно покупать американский доллар, потому что депозиты в нем еще приносят какие-то проценты. Плюс доллар глобально выглядит сильнее, чем многие другие валюты. И тогда никакая тенденция к ослаблению рубля инвестору не будет страшна».

В своем ежегодном послании Федеральному собранию президент объявил о масштабных социальных реформах. Планируется расширить программу материнского капитала, организовать бесплатное питание для школьников, увеличить число бюджетных мест в вузах, ввести дополнительные социальные выплаты. Для этих целей предполагается использовать в том числе деньги Фонда национального благосостояния (ФНБ). Однако если нефть подешевеет до $50 за баррель, то резервы бюджета будут пополняться медленнее, подчеркивает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

«Мы видим, что бюджет уже лихорадочно переписывается. Не успели принять, уже переписываем, потому что новые ориентиры, новые социальная политика — нужны деньги. Январский бюджет уже с дефицитом сведен. Поэтому, конечно, цена в $50 и выглядит сейчас шокирующей, потому что нам нарисовали планы расходов. Скоро придется уже использовать не резервы. Когда начнется пора такого устойчивого дефицита, у правительства будет желание повышать налоги, а это очень неприятная история. И, наконец, у правительства, когда падает цена на нефть, есть и другое всегда желание — девальвировать рубль.

Но одно дело — решать текущие задачи, закрыть социальные обещания, используя резервы, продержаться пару лет на период политического трансферта, другое дело — все-таки экономику надо как-то развивать.

Темпы роста экономики снизятся, это очевидно. Промышленное производство 2018-19-м растет только благодаря сырьевому нефтегазовому комплексу. И если цена уйдет вниз, тогда придется лихорадочно опять ограничивать добычу. Ограничение добычи, соответственно, это проблемы с промпроизводством. Поэтому экономический рост окажется, конечно, жертвой всей этой истории.

Если нефть будет дешеветь, то рубль, скорее всего, будет девальвироваться. Соответственно, цены будут расти».

$50 за баррель к началу следующего года — это базовый сценарий Центробанка. При этом аналитики отрасли не исключают, что цена может снизиться и до $40. В этом случае бюджет лишится свердходов от продажи нефти, и экономика столкнется с серьезными проблемами, предупреждает независимый эксперт Семен Новопрудский: «Если цена на нефть несколько месяцев вдруг будет находиться в районе $40-45 за баррель и еще ниже, тогда могут начаться проблемы, связанные с тем, что российская валюта слаба, и никаких фундаментальных предпосылок для резкого экономического роста нет. То есть пока то, что делает правительство, не является мерами стимулирования инвестиционного спроса.

Это попытки государства прикинуться главным и единственным стратегическим инвестором российской экономики. Опять же, неизвестно, насколько эффективными окажутся такие инвестиции.

Условно говоря, запасов прочности для того, чтобы какой-то существенный рост обеспечить, на это, конечно, ресурсов нет. Это точно затормозит экономический рост в России против нынешних несильно высоких темпов. Рубль станет слабее. И мы можем, допустим, 0,5% роста ВВП потерять».

Росстат зафиксировал, что зависимость отечественной экономики от нефтяных цен в последние годы усилилась. За восемь лет доля добычи выросла, а обрабатывающих производств снизилась.

Александр Рассохин

Вся лента