Смартфоны Apple ждут китайские заводы

Может ли приостановка производства iPhone спровоцировать дефицит

Apple до сих пор не может открыть свои фабрики по производству в Китае. Аналитики прогнозируют дефицит устройств на рынке. Оба завода компании расположены в 500 км от Уханя. Как сообщает CNN, фабрики планировали открыть 10 февраля. Руководство отправило запрос местным властям, но те из-за угрозы распространения коронавируса ответили отказом. Чем грозит простой заводов? И смогут ли ситуацией воспользоваться конкуренты? Выяснял Иван Якунин.

Фото: Kin Cheung / AP

CNN ссылается на расчеты аналитика компании Wedbush Securities Дэна Айвса — обладателя премии The Wall Street Journal как одного из лучших прогнозистов по IT. Он оценил мощности фабрик Apple в Китае и сделал вывод: неделя простоя — минус миллион iPhone со склада. То есть в этом квартале компания произведет на 10% меньше, чем нужно. И даже если на следующей неделе карантин внезапно закончится, и сотрудники смогут вернуться на работу, фабрикам нужно будет еще две недели, чтобы выйти на производственные мощности, пишет Айвс. Это отразится и на простых покупателях, уверен ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин:

«Они отгрузили в предыдущем квартале значительно больше iPhone, чем нужно рынку по всему миру. Поэтому сейчас какого-либо дефицита или недостатка Apple не испытывает, в отличие от многих других компаний. У компании iPhone хватит, если говорить про российский рынок конкретно, до апреля или мая. У них есть проблема с производством другого товара — это AirPods. Он ходовой, его оборачиваемость порядка трех недель.

Соответственно, эти три недели неработы обернуться для Apple тем, что этот товар “вымоется” с полок».

Но и это еще не все. Анонимные инсайдеры говорили, что в марте, а по другим данным, в мае, компания собирается представить новую бюджетную модель iPhone — SE 2. Если фабрики так и будут стоять, презентацию могут перенести, а с репутационной точки зрения это не лучший исход. Если мощности будут ограничены, спрос превысит предложение, и на новые гаджеты будет расти цена. Впрочем, аналитики уверены, что Apple на это не пойдет, опять же, из соображений защиты репутации. Но в таком случае это означает недополученную прибыль. Наконец, все магазины у Apple в Китае сейчас закрыты, а это главный для них рынок, оттуда идет 15% выручки.

А вот у Samsung фабрики работают, и есть все шансы показать в этом квартале более привлекательную отчетность, полагает аналитик TelecomDaily Илья Шатилин: «Samsung и так лидер по продаже смартфонов в штучном выражении. Samsung сделал раскладушку Z Flip, и она действительно способна привлечь внимание покупателей премиальных смартфонов — это тоже способ выделиться на фоне 500 моделей других телефонов, которые все одинаковые — кирпичи с экраном.

Новый продукт Samsung позволит нарастить свое присутствие в премиум-сегменте, в котором работает Apple, в категории смартфонов стоимостью от $1 тыс. и дороже».

Официально в Apple лишь однажды комментировали коронавирус. Глава компании Тим Кук заявил, что пристально мониторит ситуацию. Закрытие магазинов — это неприятно, но про возможный дефицит он ничего не сказал. Правда, некий анонимный источник, близкий к компании, тогда говорил, что есть некие резервные мощности, и переживать не стоит. Компания до последнего будет делать вид, что все в порядке, уверен обозреватель CNBC Джош Липтон: «У меня недавно было интервью с Тимом Куком. Вообще, мы говорили немного о другом, об AirPods Pro. Но я спросил его: “А вы не боитесь, что, если ваших продуктов не хватит для всех желающих, пользователи уйдут к конкурентам?” Он тогда вообще об этом не думал и просто сказал, что мы делаем более качественные товары, и наши потребители, пожалуй, подождут, пока нужный гаджет не появится на полках. Ну, посмотрим».

Как пишет CNN, китайские сотрудники медленно начали возвращаться к работе после вспышки коронавируса. Кто-то, как в Microsoft, дистанционно, остальные — с непременными регулярными проверками температуры, масками и антисептиками. Так, например, поступил еще один конкурент Apple — Huawei.

Распространение коронавируса отразилось и на российских компаниях. Как пишет “Ъ”, «Яндекс» вынужден с 14 февраля поднять цену на «умную» колонку «Яндекс.Станция Мини» на 500 руб. из-за простоя заводов в Китае.

Вся лента