Сирия оказалась в центре противоречий

Какие проблемы для России может создать конфликт в регионе

Турецкая операция в Сирии создаст большие проблемы для России. По крайней мере, об этом говорят специалисты. За последние дни турецкая армия нанесла авиаудары по 115 целям. В результате более сотни сирийских солдат погибли. Из техники Сирия лишилась двух танков, двух вертолетов, одной зенитной установки и склада с оружием — эти действия стали ответом на гибель пяти турецких военных. В чем причина кризиса? И чем он опасен для России?

Фото: Khalil Ashawi, Reuters

Сотрудник Института востоковедения РАН Борис Долгов напомнил, что сейчас в Идлибе свился целый клубок исторических, политических и религиозных противоречий, который будет трудно распутать даже при всем желании сторон: «Нынешнее турецкое руководство представлено людьми, вышедшими из среды умеренных исламистов. Их интересы продвигаются в проекте неоосманизма, то есть продвижение интересов Турции во все регионы, которые когда-то входили в состав Османской империи. Сирия на протяжении 400 лет входила в состав Османской империи. Эти интересы определяются в том числе и поддержкой ряда исламистских группировок, которые сейчас сосредоточены в районе Идлиба. Противоречия в том, что и Россия, и Сирия считают ряд группировок радикальной оппозицией, а Турция считает их умеренной оппозицией. Это их политика, это их интересы, и они их продвигают настойчиво и достаточно логично».

Нынешняя ситуация — это результат давних просчетов российской дипломатии, которые в конце концов могут привести к вооруженному конфликту между Россией и Турцией, полагает независимый политолог Александр Сафонов: «При вхождении в Сирию, еще в далеком 2015 году, были допущены стратегические просчеты, которые не позволили России адекватно оценивать сложившийся расклад сил. Мы сделали ставку на Башара Асада и на тактический союз с Ираном, совершенно не понимая, что Россия становится против большой суннитской коалиции. Наиболее пессимистичный сценарий — это прямое столкновение между российскими вооруженными силами и той или иной антиасадовской коалицией, включая Турцию. Не дай бог, будут нанесены какие-то взаимные удары, которые на долгие годы поставят и двусторонние отношения, и региональные отношения в состояние по крайней мере холодной войны».

Россия и Турция сейчас ведут двусторонние переговоры, хотя пока они ни к чему не привели. Странам так и не удалось достичь соглашения по ситуации в Идлибе, отчитался по итогам встречи в Анкаре турецкий МИД. Несмотря на это, советник директора Российского института стратегических исследований Елена Супонина не теряет оптимизма. Она уверена, что дальнейшее обострение сейчас невыгодно ни одной из сторон, а потому на этом направлении наверняка возможны компромиссы: «Заявления турецкого президента направлены самому турецкому обществу. Он хочет сохранить лицо, потому что долгое время утверждалось, что провинция Идлиб в Сирии чрезвычайно важна для интересов Турции. Российская сторона сделала ряд предложений, официально Турция сделала несколько заявлений, говорящих о том, что часть этих предложений не приемлема, но, на самом деле, я уверена, они думают над ними, может быть, и встреча между Реджепом Тайипом Эрдоганом и Владимиром Путиным будет полезной для того, чтобы расставить все точки над i».

О поддержке Турции во вторник заявил госсекретарь США Майк Помпео. Представлять американские интересы в этом конфликте будет спецпредставитель по Сирии Джеймс Джеффри. Он, по словам Помпео, уже выехал в Анкару, где будет помогать координировать операцию против Сирии. Сама Турция при этом не стремится поддерживать слишком гладкие отношения с Америкой. Так, в конце прошлого года Эрдоган пригрозил США закрытием двух военных баз. Реджеп Тайип Эрдоган, вероятно, хочет добиться максимальной выгоды, считает профессор Центра востоковедения Высшей школы экономики Андрей Коротаев: «Сейчас идет соперничество за Эрдогана между Трампом и Путиным.

Эрдоган, как человек достаточно умный и хитрый, тоже пытается добиться максимума уступок и с той, и с другой стороны. Эрдоган для Путина важнее, чем Башар Асад. Путин будет готов идти на определенные уступки Эрдогану.

Но есть надежда, что и для Эрдогана сближение с Путиным достаточно важно. Ситуация всегда может выйти из-под контроля. Но обе стороны настолько много инвестировали в отношения друг с другом, что терять все это просто нет смысла».

Тем временем Сирия постепенно возвращает контроль над Идлибом. На днях армия взяла под контроль город Саракиб, он был форпостом для боевиков террористической группировки «Джебхат ан-Нусра», которая запрещена в России.

Владимир Соколов

Вся лента