Вирусы экспортируют в Японию

Но только в косметических целях

Компания «Микромир» Александра Зурабова, брата экс-министра здравоохранения и соцразвития Михаила Зурабова, выходит на внешние рынки. Она выпускает косметические средства на основе бактериофагов — живых вирусов, атакующих бактерии. «Микромир» начала поставки в Японию, где, по мнению экспертов, особенно востребованы инновационные продукты.

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

В конце декабря 2019 года научно-производственный центр «Микромир» начал поставки своей продукции в Японию. Компания выпускает средства гигиены и лечебную косметику на основе бактериофагов — вирусов, избирательно поглощающих бактериальные клетки в организме человека. Как рассказали “Ъ” в «Микромире», дистрибутором и партнером центра в Японии стала зарегистрированная в этой стране компания Iskra, занимающаяся импортом и экспортом лекарств и медоборудования.

797 миллионов долларов

достигнет оборот мирового рынка бактериофагов к 2026 году, прогнозирует Credence Research

Научно-производственный центр «Микромир» был основан в 2011 году Александром Зурабовым — братом экс-министра здравоохранения и соцразвития Михаила Зурабова. В его портфеле — гели для нормализации микрофлоры ЛОР-органов, полости рта, кожи и мягких тканей, а также ветеринарные препараты. По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка ООО «НПЦ "Микромир"» в 2018 году составила 127,9 млн руб. против 86,9 млн руб. годом ранее, чистый убыток сократился с 23,1 млн руб. в 2017 году до 17 млн руб. Помимо «Микромира» Александр Зурабов является также совладельцем страховой группы МАКС.

Объем первой отгруженной в Японию партии составил 40 тыс. флаконов, что равнозначно месячному объему продаж «Микромира» в России. Компания поставила гель для гигиены и нормализации микрофлоры кожи и мягких тканей «Фагодерм». Его стоимость в России составляет около 900 руб., а в Японии будет достигать порядка 2 тыс. руб. В «Микромире» отмечают, что на начальном этапе доля экспорта в продажах компании составит до 10%. По словам Александра Зурабова, в дальнейшем компания намерена развивать экспортное направление и уже сейчас готовится к выходу на рынки ЕС и США.

Бактериофаги были популярны в России примерно до конца 1990-х годов: тогда не было широкого, как сейчас, выбора антибиотиков, вспоминает гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. Сейчас эта ниша свободна как в России, так и за рубежом, отмечает господин Шуляк. По его мнению, в Японии есть спрос на инновационные косметические продукты.

В то же время косметические средства на основе бактериофагов — продукт с коротким сроком годности, так как в его основе — живой организм.

Поэтому «Микромиру» необходимо наладить максимально оперативные поставки, отмечает эксперт.

Помимо «Микромира» производством бактериофагов в России занимается входящее в Национальную иммунобиологическую компанию «Ростеха» научно-производственное объединение «Микроген». Но в отличие от компании Александра Зурабова, занимающейся выпуском косметических средств, «Микроген» производит лекарственные препараты. Там отмечают, что это направление — одно из наиболее востребованных в структуре продаж: на долю бактериофагов приходится 22% от годовой реализации фармацевтической продукции. С 2017 по 2019 год продажи бактериофагов «Микрогена» выросли на 25% в денежном выражении, добавляют в компании. Поэтому в дальнейшем «Микроген» намерен инвестировать в создание центра для углубленного изучения бактериофагов.

Растущую популярность бактериофагов в «Микрогене» связывают с ростом устойчивости бактерий к антибиотикам. Там отмечают, что развитие производства лекарств на основе бактериофагов уже входит в стратегию предупреждения распространения антимикробной резистентности до 2030 года, принятую федеральным правительством.

Мария Котова

Вся лента