«Столько Ван Эйка я не видел нигде»

Дмитрий Буткевич — о выставке «Ван Эйк. Оптическая революция»

Обозреватель “Коммерсантъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает об экспозиции в Музее изящных искусств в Генте.

Фото: Getty Images

Недаром Правительство Фландрии и организация #visitflanders пропагандируют выставку «Ван Эйк. Оптическая революция» как экспозицию, «которую вы сможете увидеть только раз в жизни». И вот я снова возвращаюсь памятью в Музей изящных искусств в Генте, благо эмбарго на рассказ о том, что я видел выставку более чем за неделю до ее официального открытия, уже снято. Это был действительно своего рода культурный шок: столько Ван Эйка, его современников и окружения, собранных в одном месте, я, конечно, не видел, да и никто не видел и не увидит, наверное. Было представлено 13 подтвержденных работ его руки. А всего в мире насчитывается 20 аутентичных произведений (любопытно, что некоторые из молодых кураторов в процессе осмотра, говорили мне в приватном порядке о 23 подлинных работах).

А еще и десять картин, которые определяются, как «мастерская Ван Эйка». При этом, заметьте, алтарь считается за одно единое произведение. А в экспозиции выставлено сразу десять створок: две — «Адам» и «Ева» до реставрации, остальные восемь — после. Реставрация, кстати, была весьма и весьма кардинальной. Исследование 2012 года показало, что алтарь был записан в XVI веке, спустя 120 лет после создания. Площадь записей составляет от 50% до 70% живописной поверхности. Ученые решили снять очень, кстати, качественную работу мастеров 16-го столетия и открыть подлинного Ван Эйка. И вот, впервые за 500 лет, мы увидим складки одежды, ассист лучей, пальцы рук и птиц на крышах далеких строений — то, как это было написано в 1432 году.

Не буду перечислять поименно все остальных 12 подлинников (напомню, алтарь — единое произведение). Скажу только, что работа, давшая название всему году, «Чета Арнольфини» из Национальной галереи Великобритании не приехала. (Там, на заднем плане, каллиграфически выписано по-латыни «Ян ван Эйк был здесь», отсюда слоган года: «OMG! Van Eyck was here»). Также не выдали на выставку другой абсолютный шедевр — «Мадонну каноника ван дер Пале», которая в Музее Гронинген в соседнем Брюгге. Это другая провинция — Западная Фландрия. Помогать соседям из Гента западные фламандцы не стали.

Вся лента