Китай притормозил мировые прибыли

Как коронавирус влияет на производство иностранных предприятий

Крупные корпорации сворачивают производство в Китае. Международные рейтинговые агентства предупреждают, что это дорого обойдется мировой экономике. Из-за распространения коронавируса производители автомобилей, гаджетов и других товаров приостановили работу фабрик и дали распоряжение сотрудникам оставаться дома. Какими потерями это обернется? И почувствуют ли это россияне? Об этом — Иван Якунин.

Фото: Thomas Peter, Reuters

По подсчетам Fitch, наибольший ущерб новый вирус принесет сфере туризма. Таиланд, Вьетнам и Сингапур, где уже подтвердились первые случаи заражения, потеряют привычный турпоток. На китайских туристов рассчитывать вообще не приходится — по указу Си Цзиньпина выезд по путевкам из страны закрыт. Moody's утверждает: потери экономики будут сопоставимы с 2003 годом, когда в Китае началась эпидемия атипичной пневмонии. Старший управляющий директор рейтингового агентства НКР Александр Проклов, который подготовил собственный отчет, уверен, что коронавирус навредит сильнее: «С SARS 17 лет назад была оценка такая, что ее общее влияние стоило мировой экономике порядка $40 млрд всего. Сейчас, конечно, влияние может быть больше. У нас могут быть свои определенны проблемы в случае, если, предположим, снова двинется вниз цена на нефть. Тогда мы можем столкнуться с повышенной волатильностью рубля, и, естественно, мы это тоже на себе ощутим».

Сразу несколько компаний приняли решение приостановить работу фабрик в Китае. Среди них Nissan, Honda и Peugeot. Они эвакуируют своих сотрудников из Уханя на частных самолетах, которые предоставили правительства Японии и Франции. Но на поставках в Россию это не скажется, говорит вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Дмитрий Гулин: «Точно ничего не поменяется. По моей информации, мы оттуда машин не получаем. У нас большая часть собирается в России. Но оттуда мне неизвестно, чтобы что-то поступало. А Honda у нас вообще официально нет. Бренд на особом положении, они ушли с рынка, и там какие-то прямые поставки с дилерами, то есть такая специфическая ситуация».

Свои фабрики по сборке может закрыть на карантин и компания Apple, утверждают источники Bloomberg. Для компании это особенно чувствительно: по данным СМИ, в феврале они должны начать производство новой модели, которую собираются представить уже в марте. Судя по всему, старт продаж придется переносить, полагает аналитик Fintech Lab Сергей Вильянов: «Циклы между представлением продукта и его появлением в продаже у Apple очень короткие. Но были периоды, когда между презентацией и началом продаж проходил месяц. В самом худшем случае речь может идти только об определенном дефиците на старте. Это может означать что, например, в России новые iPhone появятся позже, чем в Соединенных Штатах».

Другая сфера, которая может пострадать из-за вспышки коронавируса,— это люксовая одежда и аксессуары. В компании Altagamma подсчитали, что китайцы приносят этому сегменту 35% прибыли. Но теперь жителей призывают оставаться дома, торговые центры пустуют. Акции LVMH, Burberry и других брендов падают. Директор модного дома Raschini Сергей Викулин вспоминает, что такая же ситуация была в Гонконге: с началом протестов китайцы стали реже ездить туда на шопинг. За покупками они отправлялись в Россию. «Конечно, просто Гонконг перестал быть такой активной точкой продажи люксовых товаров. Это не означает, что китайцы перестали покупать, они просто свои потребности реализовывали в других странах, в том числе в России, где туристический поток из Китая ежегодно растет. Москва в этом плане, конечно, является одним из лучших городов с точки зрения соотношения цены и качества, в том числе люксовых товаров. Все, что происходит сейчас в Китае, с усиливает позиции России»,— резюмирует Викулин.

Какие меры принимают страны, чтобы обезопасить своих граждан

Смотреть

Наконец, вспышка коронавируса ударила и по российским экспортерам. Рыбаки пожаловались, что за первый квартал должны были отправить в Китай крабов на $80 млн. Но из-за угрозы заражения никто не ходит в рестораны и не заказывает деликатес.

Власти Китая продлили новогодние праздники до 10 февраля. Правда, большинство общественных мест закрыто. В частности, Disneyland в Шанхае аннулировал билеты и вернул посетителям деньги. В The Walt Disney Company объем ущерба пока не озвучивали.

Вся лента