В автобусы набились кураторы

Минтранс и ВЭБ.РФ спорят за средства на программу обновления регионального парка

В правительстве разворачивается борьба за средства на развитие городского транспорта в регионах. Минтранс решил не останавливаться на обновлении парков в 20 городах в рамках нацпроекта и готовит программу развития городских автобусных перевозок. Речь идет об изменении схем работы перевозчиков в 100 городах и закупке 55 тыс. единиц техники на 300 млрд руб. с приоритетом экологически чистых видов транспорта. В то же время обновлением парков в регионах уже занялся ВЭБ.РФ, который рассчитывает получить на это средства ФНБ. Следов координации между этими во многом взаимоисключающими и дорогостоящими инициативами выявить пока не удается.

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Минтранс подготовил предложения по разработке федерального проекта по развитию городского пассажирского транспорта общего пользования. Документ, с которым ознакомился “Ъ”, сосредоточен на автобусах. Сейчас подвижной состав изношен, сообщается в документе, и его предлагается обновить с приоритетом экологически чистых видов транспорта, прежде всего автобусов на газе. В рамках проекта запланированы оптимизация маршрутной сети, переход к контрактам с оплатой перевозчику за транспортную работу и введение безналичной оплаты проезда.

В документе приводятся предварительные расчеты по рынку 100 крупнейших городов РФ, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга. Речь идет совокупно о 10 млрд поездок в год (200 поездок на пассажира) при среднем тарифе 20 руб. за поездку «с тенденцией на повышение». Средний размер существующей региональной субсидии оценивается в 5 руб. на поездку, средний экономически обоснованный тариф составляет 35–37 руб. Количество автобусов разной вместимости — 50 тыс. штук.

Для «устойчивого функционирования рынка» необходимо около 400 млрд руб. в год — предположительно, в виде субсидий регионам на оплату проезда пассажиров.

Необходимый объем инвестпрограммы — 300 млрд руб. для замены 55 тыс. автобусов всех классов. При этом не уточняется, в какой форме и на что именно будут выделяться средства. В документе говорится, что в рамках формирования параметров федерального проекта на оценку работы транспорта в городах и его возрастной структуры уйдет не менее полугода.

На федеральном уровне Минтранс предлагает сформировать базовые стандарты оказания услуг. В них должно быть определено состояние транспортных средств, минимальная доступность до мест проживания граждан, периодичность оказания услуги, экологические нормы, загрузка в пиковые часы, наличие средств контроля местоположения транспорта и учета пассажиропотока, возможность безналичной оплаты проезда. Регион же сможет установить свои стандарты не ниже базовых. Также будет сформирована единая система и база данных для принятия решений по установлению тарифов и господдержке.

Региональным и муниципальным властям предлагается оказать поддержку автобусным перевозчикам. Услуга будет оказываться по регулируемым тарифам, перевозчиков планируется выбирать на семь-десять лет (срок полезного использования автобуса). Прямая господдержка государственных и муниципальных унитарных предприятий прекращается — они участвуют в конкурсе на общих основаниях. Регион может либо возмещать перевозчику те расходы, которые не покрываются установленным тарифом, либо оплачивать только транспортную работу (вне привязки к собранным платежам за проезд).

Где Минтранс планирует обновить автобусы

Смотреть

Конкурирующий проект

Но проект Минтранса конкурирует с еще одной идеей, обсуждаемой в правительстве. ВЭБ.РФ совместно с Минфином готовят проект комплексного развития городского транспорта, на него планируется направить средства ФНБ. Этот проект более масштабный: он предполагает введение госрегулирования тарифов, передачу перевозочного бизнеса крупным операторам и использование концессий для обновления электротранспорта. Предполагается обкатать схему в десяти пилотных городах — их отбор, согласно письму Минфина региональным властям от 26 ноября 2019 года, должен был завершиться до 25 декабря. Но окончательного решения по программе так и не принято, говорят источники “Ъ”.

В перечне кандидатов — 25 городов, все они есть и в проекте Минтранса: Барнаул, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Казань, Набережные Челны, Кемерово, Новокузнецк, Краснодар, Нижний Новгород, Новосибирск, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, Саратов, Тверь, Тула, Ульяновск, Уфа, Чебоксары, Челябинск, Магнитогорск, Ярославль.

В ВЭБ.РФ не поясняют, существует ли какая-то координация между этими инициативами.

Как заявил зампред ВЭБ.РФ Артем Довлатов, «федеральные программы поддержки развития общественного транспорта, которые рассматриваются на данный момент, могут обеспечить более широкую географию реализации проектов, позволят в большем объеме реализовать троллейбусные и трамвайные концессии, требующие наибольший объем финансирования». В Минтрансе также не комментируют возможную конкуренцию с ВЭБ.РФ.

Госкорпорация уже взаимодействует более чем с 40 регионами по разработке комплексных программ модернизации систем общественного транспорта (находятся на разной стадии). Они включают обновление маршрутной сети и подвижного состава, перевод перевозчиков на брутто-контракты (регионы платят перевозчикам за конкретный объем транспортной работы, а плата за проезд собирается в пользу регионального бюджета), внедрение единого электронного билета. Так, например, в Твери уже создан единый оператор пассажирских перевозок, внедрены брутто-контракты и обновлен парк — ВЭБ.РФ профинансировал поставку в лизинг 438 автобусов группы ГАЗ на 3,03 млрд руб. В проекте Минтранса для Твери необходимое число автобусов всех видов оценивается в 468 штук, их стоимость — 2,65 млрд руб.

Деньги виртуальные и реальные

Как Минтранс, так и ВЭБ оценивают реализацию своих программ в сотни миллиардов рублей, источник которых на данный момент неизвестен. Однако у Минтранса уже есть 20 млрд руб., заложенных на 2020–2024 годы в федеральный проект «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В частности, на 2020 год объем финансирования — 4 млрд руб. Предполагается, что на эти деньги будет обновляться наземный пассажирский транспорт не менее чем в 20 городских агломерациях, кроме Москвы и Петербурга.

Речь идет о льготном лизинге такой техники: на сайте Минтранса приводится презентация с его условиями Государственной транспортной лизинговой компании. До 3 февраля на участие в программе принимаются заявки. В Минтрансе отметили, что «вопрос по определению лизинговых компаний, участвующих в мероприятии, находится в проработке».

В Минпромторге “Ъ” сказали, что к ним в конце октября 2019 года поступал подготовленный Минтрансом проект постановления, направленный на обновление парка трамваев, троллейбусов, электробусов и автобусов большого класса, и он «концептуально согласован». В министерстве считают нужным сделать акцент на закупке трамваев, троллейбусов, электробусов и автобусов на природном газе, указывая, что производители подвижного состава готовы обеспечить выпуск такой техники в необходимом объеме.

Глава Союза пассажиров Кирилл Янков полагает, что ажиотаж вокруг модернизации систем городского транспорта связан с тем, что пришло понимание необходимости обновления парка при отсутствии у регионов средств на эти цели. Тема возникла после заседания Госсовета в Ульяновске в 2017 году, а также на фоне ориентации регионов на успешный опыт Москвы по масштабному обновлению парка, отмечает он. Ограничиваться на одном виде транспорта, например автобусах, нелогично, полагает эксперт, поскольку нужно ориентироваться на эффективность каждого вида транспорта в отдельно взятом городе.

Ольга Никитина, Владислав Новый

Вся лента