«Маяк» подсветил смыслы

За что кинокритики полюбили новый хоррор Роберта Эггерса

На экраны вышел фильм «Маяк» — черно-белый хоррор о безумии. Картина Роберта Эггерса рассказывает историю двух смотрителей маяка, которые оказались изолированы от внешнего мира, главные роли исполнили Уиллем Дэфо и Роберт Паттинсон. В прошлом году фильм стал чуть ли не главной сенсацией Каннского кинофестиваля. Почему его нельзя пропустить? Об этом — Владислав Викторов и Елена Иванова.

Фото: A24 / New Regency Pictures

Скалистое побережье штата Мэн, безлюдный остров с единственной постройкой — маяком, который охраняют два смотрителя: пожилой пьяница Томас и молодой молчаливый Эфраим. Последний мечтает попасть в самое сердце маяка — огромной лампе, единственному источнику света, как в прямом, так и в переносном смысле, однако старший коллега его туда не пускает и вешает на него всю грязную работу. Служба заканчивается, а корабля с суши до сих пор нет. Изоляция приводит к безумию: смотрителям мерещатся русалки и плотоядные чайки. Постепенно герои теряют чувство времени, а их бытовые конфликты все больше напоминают противостояние.

Действие фильма разворачивается в XIX веке — об этом в кадре говорит многое: монохромная гамма, устаревший формат 4 на 3, который напоминает о немых филь мах, и даже отсылки к литературе того времени — герои «Маяка» говорят цитатами из произведений Говарда Лавкрафта и Германа Меллвила. Недаром режиссера Роберта Эггерса называют мастером стилизации. Хотя смыслов в фильме не меньше, чем изощренных символов, отметил редактор портала «Кино-Театр.Ру» и сайта журнала «Искусство кино» Алексей Филиппов: «Смысловая конструкция фильма как раз складывается в этот маяк смыслов, из которых можно извлекать разные — и о маскулинности, и о вине, и о том, как эта вина может отравлять человеческое существование. Еще это фильм об определенного рода властных отношениях, потому что там есть элемент иерархии между двумя персонажами.

Фильм не фокусируется на какой-то одной идее, центральный образ маяка так и остается для нас загадочным».

Фильмы Роберта Эггерса связывают с жанром «нового», или «умного», хоррора. Зрители идут в кинотеатр уже не только за эмоцией страха — они хотят найти в фильме отражение реальности. На Каннском кинофестивале премьера «Маяка» вызвала фурор: на утренний сеанс места в очереди критики и зрители занимали на рассвете, а завершился показ десятиминутной овацией. Редактор сайта «Искусство кино» Егор Беликов, посмотревший фильм в Каннах, рассказал, почему профессионалы так ждали эту премьеру: «Фильм ждали, потому что предыдущая картина Роберта Эггерса "Ведьма" сделана в похожем стиле винтажного хоррора. Наверное, он не суперважен в контексте развития кино как вида искусства, но должны быть и такие фильмы — радующие визуальным рядом и смыслами. Этот фильм довольно сложно устроен, о нем интересно думать, гадать, что же там все-таки имелось в виду. На Каннском фестивале действительно был фурор, и люди дрались со мной в очереди за то, чтобы на него попасть».

За фильм «Маяк» режиссер Роберт Эггерс удостоился премии Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ) на Каннском фестивале.

Вся лента