«Мы открыли новый пласт российских технологических компаний»

Михаил Антонов об итогах рейтинга «ТехУспех»

Заместитель главы Российской венчурной компании (РВК), директор по развитию инновационной инфраструктуры Михаил Антонов в интервью Review рассказал о новых сервисах для участников и партнеров рейтинга, а также о создании единой цифровой платформы, которая обеспечит доступ к мерам поддержки всех институтов развития.

Заместитель главы Российской венчурной компании (РВК), директор по развитию инновационной инфраструктуры Михаил Антонов

Фото: РВК

— Какие изменения произошли в методологии рейтинга «ТехУспех» в этом году? Поменялся ли процесс отбора компаний?

— За прошедший год мы сделали целый ряд шагов в развитии различных сервисов на базе рейтинга «ТехУспех». В итоге он стал более технологичным. Во-первых, мы сумели открыть новый пласт российских технологических компаний, которые раньше были не видны не только на федеральном, но даже и на региональном уровне. Кроме того, в этом году в рейтинге сократилась доля компаний, занимающихся традиционными технологиями, и в то же время существенно больше стало быстроразвивающихся, быстрорастущих компаний на действительно новых рынках.

Антонов Михаил Вячеславович

Личное дело

Смотреть

Еще одно важное изменение — в мае 2019 года мы перешли на новую Цифровую платформу РВК. Обновленный интерфейс позволил существенно сократить время на заполнение анкет, избавил от необходимости обмена бумажными документами и повысил прозрачность критериев оценки. Благодаря платформе участники рейтинга в ближайшее время получат достаточно широкий спектр возможностей, в том числе от других институтов развития. Это следующий шаг глобализации сервисов, потому что сегодня, конечно, все ждут, когда же появится единое окно доступа к различным мерам поддержки.

Таким образом, в этом году мы полностью перезагрузили и контент, и рамку, но суть рейтинга осталась прежней — мы ищем те компании, которые находятся на острие технологического прорыва, которые готовы как выводить свои технологии на глобальный рынок, так и развиваться в российском контексте.

— В чем заключается идея автоматического скоринга в рамках платформы?

— Это апробация технологии сбора информации о компаниях. Когда мы понимаем, с кем работаем, то берем данные из всех возможных источников. Участникам же, в свою очередь, мы даем доступ к группе сервисов, которые можно получить прямо «на месте», к примеру, компания может оценить экспортный потенциал своего продукта. Мы планируем, что количество таких сервисов будет все время расти. Например, сейчас мы обсуждаем с МСП банком сервис по оценке размера кредитного лимита. В такой цифровой экосистеме выстраивается интерактивное общение между институтами развития и бизнесом. По тому, какими сервисами воспользовались компании, мы можем отслеживать их стратегии и динамику. К примеру, мы видим, что компания оценила экспортный потенциал, искала экспортное финансирование, а значит, скорее всего, у нее зреет проект по экспансии на внешние рынки. И здесь нам уже не нужно шесть рукопожатий — большинство из этих компаний мы либо знаем лично, либо через наших партнеров. Мы можем с ними поговорить, понять, чем РВК им может быть полезна.

В будущем, по мере появления партнерских сервисов мы планируем превратить платформу в маркетплейс. Модели скоринга будут для каждого партнера свои, целевые. Сейчас на платформе уже действуют четыре программы поддержки НТИ, которые включают помощь в привлечении финансирования, поиске партнеров и заказчиков в России и за рубежом, пилотировании проектов, преодолении правовых и административных барьеров. Кроме того, пользователи платформы могут принять участие и в отборе рейтинга «ТехУспех».

— То есть компания, когда подает заявку, может пройти разные инструменты скоринга и сразу получить некую оценку своего потенциала?

— Пока скоринг готов только для рейтинга. Так мы проверяем участников на соответствие основным критериям «ТехУспеха». Кроме того, у нас есть сервис, который позволяет компаниям понять, подходят ли они под парадигму Национальной технологической инициативы, и имеет ли смысл им подавать заявку в соответствующие программы поддержки. Здесь важной историей является экспресс-экспертиза. Компания на выходе получает профиль заявки и общую оценку, которая показывает в целом пригодность ее проекта. В этом профиле сразу видно, где показатели проседают, чего компании не хватает, чтобы попасть в рамку НТИ,— экспортных амбиций, емкости рынка, технологической компоненты. Компаниям зачастую не хватает именно обратной связи: они отправляют заявки, как в космос, и ждут, рисуют перспективы получения грантов, а заявка на самом деле лежит где-то в углу файлохранилища.

— Чем рейтинг «ТехУспех» может быть интересен крупному бизнесу?

— «ТехУспех» как продукт стал интересен для наших партнеров — представителей крупного бизнеса — ровно потому, что это не просто ранжированный список, а живая база, из которой можно многое понять о компаниях. В целом прошлый год был поворотным в отношении крупных корпораций к технологическим инновациям: если раньше они их любили издали, то сейчас мы видим совместное движение. С одной стороны, правительство активно стимулирует бизнес к участию в инновационных процессах, а с другой — и сами корпорации осознают важность технологической повестки. Если пару лет назад корпорации буквально заставляли создавать корпоративные венчурные фонды, то сейчас они сами активно в этом направлении работают, кто-то публично, кто-то, наоборот, не привлекая лишнего внимания. Можно сказать, что у топ-10 крупных корпораций уже есть такие венчурные фонды.

Российская венчурная компания (РВК)

Company profile

Смотреть

С другой стороны, крупному бизнесу со стартапами работать объективно тяжело — это принципиально разные ментальности, высокие риски. Корпорациям нужны готовые решения, а стартап чаще всего готов предложить только прототип. Поэтому очень часто приоритетной для многих корпораций, в частности для «Росатома» и «Ростеха», является модель, где они берут среднюю технологическую компанию, которая обеспечивает комплексное решение — и «железо», и софт, и специалистов, и их обучение, и настройку продукта, и мониторинг, и утилизацию. А уже эта средняя компания интегрирует в себя инновационные решения, которые приходят от стартапов. Одно дело, когда с большой корпорацией имеет дело маленький стартап, и совсем другое — средняя компания, которая чувствует себя вполне комфортно на рынке, знает обычаи делового оборота, имеет опыт работы, в том числе за рубежом. Такая модель очень удобна для корпораций, и они крайне заинтересованы в поиске средних технологических бизнесов. Рейтинг «ТехУспех» как раз способен помочь в этом.

— Можете выделить корпорации, которые активнее других работают с вами по «ТехУспеху»?

— В этом году партнерами рейтинга стали авиастроительная корпорация Airbus и «Северсталь». Обе компании принимали участие в экспертизе российских быстрорастущих технологических компаний и будут искать новые технологии среди участников.

— Какие еще сервисы могут появиться на Цифровой платформе РВК?

— У нас подписано соглашение с Корпорацией МСП, в рамках которого мы прорабатываем возможность интеграции их сервиса для технологических «газелей» на нашу платформу. Помимо институтов развития, мы можем работать с индустриальными партнерами. В этом случае партнер обозначает технологические приоритеты, а мы осуществляем мэтчинг – ищем подходящие продукты и решения. Список сервисов платформы является открытым. Какие-то будут уходить, какие-то появляться. Уверен, что как только мы разместим сервис Корпорации МСП, то число желающих резко вырастет. Для Корпорации большую ценность представляет именно наша скоринговая модель: поиск компаний через нашу платформу убирает из их бизнес-процесса весьма затратный и непрофильный для банка кусок, а от нас они получают клиента с историей.

— Какие компании попадают в вашу базу? Это не только участники рейтинга?

— В базу включаются пользователи всех сервисов РВК. «ТехУспех» лишь один из них, на платформе также аккумулируются компании, участвовавшие в программах поддержки НТИ или, к примеру, технологических конкурсах. Если стоп-факторы не сработали и компании нет в черных списках, то мы сразу берем ее в оборот.

— Собираете ли вы информацию о том, какими мерами поддержки уже пользовалась та или иная компания?

— Сейчас мы запрашиваем эти данные в Агентстве инноваций г. Москвы, но коллеги пока работают в тестовом режиме. Они предоставляют по ИНН информацию о том, в какие институты поддержки компания обращалась, где получала финансирование. На сегодня это, наверное, одна из самых продвинутых информационных экспертных систем.

Потребность в формировании единого «облака» для всех институтов развития также появилась после аналогичного запроса — чтобы можно было отслеживать получение компаниями мер поддержки. Сейчас регулярно возникают ситуации, когда на Экспертном совете НТИ оценивается проект и коллеги говорят, что уже выделяли финансирование — это может быть и Фонд Бортника, и «Сколково». Для нас это нормальная практика, так как объем грантов принципиально разный,— компания могла получить первые деньги в Фонде Бортника, а затем дорасти до НТИ. Но важно отслеживать то, как бизнес развивается. Если первые гранты дали толчок к росту, то у нас возникает дополнительная уверенность в том, что компании можно выделить и больший объем поддержки. Ситуация же, когда получили деньги в одном институте развития, не закончили проект, не показали результат, а потом пришли в другой, доверия не вызывает. Когда единая система будет запущена, мы сможем отслеживать трансакции компаний-получателей поддержки по всем институтам развития.

Интервью взяла Татьяна Едовина

Вся лента